Казачья опера: музыкальное воплощение «Тихого Дона»

«Сейчас, присутствуя при рождении этой оперы, мы испытываем чувство глубокой радости и гордости за советский музыкальный театр, который обогатился новой выдающейся работой» — так со страниц «Ленинградской правды» композитор Дмитрий Шостакович приветствовал премьеру спектакля «Тихий Дон» в Малом оперном (ныне Михайловском) театре.

Казачья опера: музыкальное воплощение «Тихого Дона» | ФОТО Claudio Poggio on Unsplash

ФОТО Claudio Poggio on Unsplash

Автором оперы по мотивам знаменитого романа-эпопеи Михаила Шолохова стал 26‑летний композитор Иван Дзержинский. Благодаря помощи Дмитрия Шостаковича начинающему сочинителю удалось воплотить в жизнь многообещающий замысел музыкальной драмы, а затем представить ее главному дирижеру и художественному руководителю Малого оперного Самуилу Самосуду. Последний заинтересовался материалом, и в театре, который называли «лабораторией советской оперы», началась активная работа над будущей постановкой.

«Роман Шолохова захватил меня своими героями с их сильными переживаниями и страстями, — рассказывал Иван Дзержинский «Красной газете» за неделю до премьеры. — Я не хотел писать музыкальную иллюстрацию к роману «Тихий Дон», а должен был создать самостоятельное полноценное музыкальное произведение».

Либретто оперы было написано старшим братом композитора — драматургом Леонидом Дзержинским. Он творчески переосмыслил литературную основу, отказавшись от многих персонажей и сюжетных линий романа, «спрямив» действие и ограничив его рамками Первой мировой вой­ны и Февральской революции. На первый план вышел социально-классовый конфликт: разрыв молодого станичника Григория Мелехова с зажиточной казачьей средой и его переход на сторону революционных сил.

Постановщиком стал театральный режиссер Макс Терешкович, центральные партии Григория Мелехова и Аксиньи исполнили тенор Александр Чернышев и меццо-сопрано Надежда Вельтер. Но в отличие от романа Шолохова их трагическая любовь являлась лишь дополнением к «общественной» линии…

Перед генеральной репетицией «Тихого Дона» потребовалось решить неординарный вопрос: нарядить в солдатские шинели десятки «фронтовиков» из массовки. В запасе частей Ленинградского военного округа имелось только новое и чистое обмундирование, а для сценической достоверности нужно было старое и рваное. «Годные по ветхости» шинели и папахи отыскали на складах в последний момент.

К премьере, состоявшейся 22 октября 1935 года, в фойе Малого оперного открылась выставка рисунков, фотографий и документов, относящихся к истории донского казачества.

Красочный и яркий музыкальный спектакль (оформил постановку театральный художник Георгий Руди) имел большой успех у пуб­лики. «Зрители охотно и дружно аплодировали после каждой картины, — описывала премьеру «Красная газета». — После второго акта аплодисменты затянулись. Зрители вместе с актерами, участниками спектакля, тепло приветствовали вышедших на сцену композитора, дирижера, художника, режиссера, либреттиста. То же повторилось после пятой картины. То же — после шестой».

«Тихий Дон» стал первой полноценной художественной постановкой, посвященной недавнему революционному прошлому. В ноябре 1935 года руководству и творческому коллективу Малого оперного театра была объявлена благодарность наркома просвещения Андрея Бубнова, особо отметившего постановку оперы Ивана Дзержинского как «крупную творческую победу».

В декабре того же года президиум Ленсовета наградил главного дирижера и художественного руководителя театра Самуила Самосуда почетной грамотой и легковой машиной, а композитора Дзержинского — тремя тысячами рублей. Собственную жизнь и популярность обрела прозвучавшая в финале спектакля песня «От края и до края»: в последующие годы ее часто исполняли академические и народные коллективы.

Спустя тридцать лет, уже будучи заслуженным деятелем искусств, композитор Иван Дзержинский вновь обратился к роману Михаила Шолохова и создал оперу-продолжение «Григорий Мелехов», в которой герою довелось пройти через тяжелые испытания Гражданской войны. Премьера состоялась в ноябре 1967 года в Кировском (ныне Мариинском) театре.

Читайте также:

Разрешение на отъезд: как власти контролировали перемещения иностранцев в XIX веке

Таких адресов в Северной столице больше нет: Старопутиловский вал


#история #опера #Тихий Дон #постановка

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 208 (8030) от 07.11.2025 под заголовком «Казачья опера».


Комментарии