Кандидат исторических наук рассказывает об истории улиц: Малый пр. П. С., 27; Мончегорская ул., 13; Красносельская ул., 16
Если от Чкаловского проспекта идти по Большой Разночинной улице, она выведет к протяженному четырехэтажному дому, стены которого выкрашены в розоватый цвет. Здание фасадами выходит сразу на три улицы. Полное ощущение, что все части дома выстроены одновременно: стилистических различий между ними не наблюдается. Однако глаза нас обманывают — дом строили в два этапа, причем с разрывом в несколько лет.
Здание в целом не совсем характерно для архитектуры эпохи модерна, в которую оно было возведено: фасад оформлен исключительно с помощью штукатурки, без столь популярных в ту пору натуральных отделочных материалов/ФОТО Александра ДРОЗДОВА
В середине XIX века участок принадлежал «портному мастеру» Паулсону, в 1860‑х годах — коллежскому регистратору Александру Нейке, в 1870‑е — Григорию Васильеву, находившемуся в том же статусе — коллежского регистратора. В те далекие времена здесь находились невысокие деревянные строения — двухэтажный деревянный дом, сараи, конюшня, ледник.
Наконец, в 1904 году сын последнего владельца, Михаил Григорьевич Васильев, заказал художнику-архитектору Дмитрию Крыжановскому строительство существующего поныне четырехэтажного каменного дома. Опытный зодчий, неизменно внимательный к интересам домовладельцев-заказчиков, спроектировал все честь по чести: три лицевых корпуса по трем улицам. Однако домовладелец по каким‑то неведомым нам причинам распорядился осуществить строительство лишь двух из трех корпусов — по Малому проспекту и тогдашней Павловской (ныне Мончегорской) улице.
В таком виде дом просуществовал до 1910 года, когда был наконец выстроен оставшийся корпус (по Красносельской улице) — в точном соответствии с проектным предложением Крыжановского, но под руководством другого архитектора и уже для новой владелицы — жены действительного статского советника Софии Домерщиковой. Поскольку проект не корректировался, нет ничего удивительного, что разновременные строения нынче воспринимаются как одно целое.
Облик дома достаточно примечательный: заглубленные арочные входы в парадные чем‑то напоминают порталы средневековых соборов, а штукатурная рустовка нижнего яруса имитирует циклопическую каменную кладку. Стены скупо декорированы геометрическими и растительными орнаментами, перекликающимися с рисунком балконных ограждений. Узковатые парадные вестибюли перекрыты сводами, а лестничные марши идут — что встречается достаточно редко — параллельно фасаду.
Жилье здесь было традиционно для петербургских доходных домов — самого разного калибра и уровня комфорта, рассчитано на арендаторов с разным кошельком. Были даже однокомнатные квартиры — без ванной, но с клозетом и единственным выходом на парадную лестницу (черной лестницы столь малогабаритному жилью, понятное дело, не требовалось).
Нижний этаж предназначался не только под торговлю. Здесь помещались как магазины (в угловых частях, мимо которых потенциально ходит больше людей), так и квартиры — вполне комфортабельные, одна даже с ванной, освещаемой через окно. Кстати, в доме действовала собственная прачечная: она находилась на уровне верхнего этажа.
Достроившая здание домовладелица София Домерщикова скончалась в 1914 году и была похоронена в Александро-Невской лавре. На правах совместного имущества дом перешел к ее детям: Николаю — поручику, а затем штабс-капитану лейб-гвардии Конной артиллерийской бригады, и дочери Елене.
Их отец, муж покойной домовладелицы Павел Домерщиков, жил на Адмиралтейской набережной, 10, в роскошном доходном доме с колоннами и фронтонами, управлял Санкт-Петербургским отделением Государственного дворянского земельного и крестьянского поземельного банка и, как окончивший в свое время Пажеский корпус, состоял казначеем Общества взаимопомощи пажей. Так что дом на Петербургской стороне никогда не служил обиталищем этой семьи, а был исключительно доходной недвижимостью.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 67 (7643) от 12.04.2024 под заголовком «Как одно целое».
Комментарии