Как ковш стал «высочайшим пропуском» в карьере Ивана Унковского

С фрегата «Паллада» прогремел сигнальный выстрел, и парусная гонка началась!.. Дело происходило в Кронштадте в августе 1848 года, гонку уже во второй раз устраивал Императорский Санкт-Петербургский яхт-клуб. В ней участвовало 11 яхт, а «Паллада» была назначена судейским кораблем.

Как ковш стал «высочайшим пропуском» в карьере Ивана Унковского  | Таким адмирала Ивана Унковского изобразил художник Егор (Георг) Ботман, 1913 г. Из собрания Центрального военно-морского музея императора Петра Великого./Репродукция. Фото автора

Таким адмирала Ивана Унковского изобразил художник Егор (Георг) Ботман, 1913 г. Из собрания Центрального военно-морского музея императора Петра Великого./Репродукция. Фото автора

Основное противоборство развернулось между «Ориандой» и «Варягом», который был победителем гонки прошлого года. Однако теперь лидером стала «Орианда», на полчаса опередившая соперника. Спустя несколько дней ее посетил император Николай I, поздравил с победой ее командира лейтенанта Ивана Унковского и вручил ему позолоченный ­серебряный ковш, украшенный драгоценными камнями с надписью: «Преуспевшему в морских гонках 14 августа 1848 г.».

Этот ковш стал «высочайшим пропуском» в дальнейшей карьере победителя. Уже 30 августа 1848 года Унковский за отличие по службе был произведен в капитан-лейтенанты и «награжден полугодовым окладом жалованья», а три года спустя был назначен флигель-адъютантом императора и переведен с Черноморского на Балтийский флот.

В июле 1852 года 30‑летний Унковский стал командиром заслуженного фрегата «Паллада», на котором в октябре того же года вышел из Кронштадта в далекое плавание к берегам Японии и к «американским нашим колониям». На борту кроме основного экипажа находился писатель Иван Гончаров, впоследствии прославивший себя и корабль книгой очерков «Фрегат «Паллада»».

Десятимесячный путь на Дальний Восток оказался наполнен всевозможными неожиданностями. На рифе у мыса Драго близ Датских проливов была повреж­дена медная обшивка фрегата, у острова Формоза (ныне Тайвань) корабль попал в жестокий шторм…

Наконец 9 августа 1853 года «Паллада» бросила якорь на рейде Нагасаки. Начались долгие переговоры главы русской дипломатической миссии вице-адмирала Евфимия Путятина с представителями японских властей, завершившиеся заключением исторического Симодского трактата. Он устанавливал «постоянный мир и ­искреннюю дружбу» между Японией и Россией и открывал торговлю между странами через порты Симода, Хакодате и Нагасаки…

В «Общем флотском списке» за 1858 год указано, что Иван Унковский заслужил репутацию «превосходнейшего офицера, отличнейшего человека и командира, замечательной честности и правдивости».

В дневнике генерал-адмирала великого князя Константина Николаевича есть запись от 16 мая 1860 года: «…Обошел команду и фрегат. Потом взошел на мостик, собрал команду на шканцы и стал объявлять награды. Когда прочел, что Унковскому дан «Владимир» III степени и что он произведен в контр-адмиралы, тогда приказал поднять его флаг, и в это время мы кричали «Ура!». Была чудесная минута, у всех были слезы. Когда дочитал все и милости для команды, опять огромное «Ура!». Это все удивительно хорошо удалось».

Жизнь контр-адмирала Унковского неожиданно изменилась в феврале 1861 года, когда он был направлен в Черниговскую губернию. Как отмечалось в документе, «в числе Генерал-майоров Свиты Его Величества и флигель-адъютантов, командируемых в разные губернии по случаю приведения в действие новых законоположений о крестьянах, выходящих из крепостной зависимости».

Можно удивляться подобному назначению офицера-флотоводца, однако он справился с поставленной задачей, после чего отправился в отпуск к родным в Калужскую губернию. Отдохнуть не удалось: уже через неделю местный губернатор вручил ему телеграмму из Петербурга с вопросом: согласится ли он на назначение ярославским губернатором? В ответной депеше Унковский сообщил: «Имею честь уведомить: всякое назначение по воле Государя Императора считаю для себя особенным счастьем».

На губернаторской должности Унковский показал себя весьма умелым администратором. Благодаря его усилиям в губернии создавались новые предприятия, развивалось судоходство, была открыта бесплатная лечебница. Ярославль и Москву связала железная дорога. Унковский способствовал проведению ярмарок, при его содействии в губернии появились первые земские школы и училища. Неудивительно, что он был удостоен звания почетного гражданина Ярославля, ­Рыбинска, а также Мологи — города, прекратившего свое существования в конце 1930‑х годов в результате создания Рыбинского водохранилища. Тогда же за отличие по службе он был произведен в вице-адмиралы.

Кроме всего прочего Унковский был известен как непримиримый враг коррупции, он смещал даже высокопоставленных чиновников, замеченных в злоупотреблениях властью. В 1873 году он стал сенатором, сохранив за собой губернаторский пост. Спустя шесть лет за многочисленные заслуги был произведен в адмиралы…

Именем блестящего морского офицера эпохи парусного флота, путешественника и государственного деятеля названы бухта и небольшие острова в Японском море, а также школа в поселке Воротынск Калужской области.

Лучшие очерки собраны в книгах «Наследие. Избранное» том I и том II. Они продаются в книжных магазинах Петербурга, в редакции на ул. Марата, 25 и в нашем интернет-магазине.

Еще больше интересных очерков читайте на нашем канале в «Яндекс.Дзен».

#Кронштадт #яхт-клуб #история

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 168 (7251) от 09.09.2022 под заголовком ««Ура!» контр-адмиралу».


Комментарии