Победила отечественная шина. История автопробега от Петербурга до Неаполя
Осенью 1910 года в журнале «Нива» сообщалось, что в Петербург возвратились туристы-автолюбители, отправившиеся 15 августа в «автомобильный поход» от Петербурга до Неаполя на машине Русско-Балтийского завода». Фактически это было первое российское международное автопутешествие. В числе его участников были редактор журнала «Автомобиль» Андрей Нагель и фотограф Виктор Булла.

ФОТО Википедия / Александр Маркин / CC BY-SA 2.0
«Этот пробег русских туристов на русском автомобиле был выполнен более чем удачно, — говорилось в публикации. — И послужил к тому, что за границей серьезно заинтересовались русским автомобильным строительством… Этот пробег является настоящим торжеством русской автомобильной техники и русского туризма».
Автомобиль, на котором путешественники проехали всю Европу, вообще оказался на редкость крепким: весной того года он уже совершил пробег Петербург — Киев и обратно. Теперь туристы проследовали по маршруту Петербург — Рига — Берлин — Дрезден — Сен-Готард — Рим — Неаполь — Берлин — Петербург.
Автомобиль «Руссо-Балт», на котором совершалось путешествие в Италию, имел заводской номер 14 и отличался высокими по тем временем техническими характеристиками: за час мог преодолеть 87,5 километра, потреблял 13,5 литра топлива на сто километров, он также отличался исключительной надежностью. Так что за небольшими исключениями все путешествие прошло весьма благополучно.
Кстати, все шины, кроме одной, на машине были иностранного производства и на разных участках следования вышли из строя и потребовали замены. Только шина российского производства выдержала весь путь, то есть около десяти тысяч верст.
«Туристы жаловались на невозможное состояние шоссейных дорог в Италии, где им пришлось месить жидкую грязь в выбоинах почти на всем протяжении от Рима до Неаполя, — сообщал обозреватель «Нивы». — В Неаполе русские автолюбители поднялись на Везувий по ужасной, заваленной обломками лавы и камней, дороге. Очень трудную часть пути представлял пробег по Тиролю по крутым горным дорогам. На одном месте крутизна была так значительна, что автомобиль лишь с огромным усилием одолел ее. Как раз на этом же месте год тому назад разбился один автомобиль, покатившийся назад и своевременно не затормозивший».
Андрей Нагель, организатор первого международного российского автопробега, выдающийся автогонщик, журналист и общественный деятель, которого современники называли «человеком, поглощающим пространство и закусывающим шинами», считал, что подобный пробег поднимет интерес к автоспорту.
На той же машине он в 1911 году участвовал в ралли Монакского автомобильного клуба. В России его успех был отмечен не только спортивными наградами. Император Николай II собственноручно вручил ему почетный орден Святой Анны 3‑й степени.
Лучшие очерки собраны в книгах «Наследие. Избранное» том I и том II. Они продаются в книжных магазинах Петербурга, в редакции на ул. Марата, 25 и в нашем интернет-магазине.
Еще больше интересных очерков читайте на нашем канале в «Яндекс.Дзен».
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 168 (7251) от 09.09.2022 под заголовком «Победила отечественная шина».
Материалы рубрики
Колумб поисковых работ. Обостренная интуиция помогла ленинградскому геологу совершить много ценных открытий
Мечта об идеальном городе. Возведение новой столицы началось без четкого градостроительного плана
Успеть к юбилею
Самое читаемое



Мысль об Артабане. Как театрал Жихарев написал «галиматью» по совету Державина
Трагедия о коварном сборщике податей оказалась «смесью чуши с галиматьей, помноженных на ахинею»

Ретирадник с дверью сбоку. Как в Петербурге XIX века появились общественные туалеты
Сделать этот вроде бы простой шаг в направлении общественного благоустройства было не так легко.

Битва без победителей. Подлинные факты о сражении под Прохоровкой в 1943 году
В знаменитом танковом сражении ни одна из сторон не выполнила поставленных задач. Но оно во многом определило исход Курской битвы.

Безлошадный царедворец. Что Макаренко писал о князе Кочубее
Известный советский педагог начинал свою учительскую карьеру с того, что служил репетитором в Диканьке - имении Кочубеев на Полтавщине.

Ангел над городом. Как создавали шпиль Петропавловского собора
По этому рисунку Доминико Трезини был создан первый ангел, сгоревший при пожаре в 1756 году.

Признание после отказа. Почему петербургская публика не сразу оценила Федора Шаляпина
Покорить город на Неве великому артисту удалось не с первого раза.

Азимуты Линдуловской рощи. Как в Ленинграде зародилось спортивное ориентирование
У его истоков стоял преподаватель туризма ленинградец Владимир Добкович.

Гибель шведской империи: неизвестные факты о Полтавской битве
Баталия похоронила великодержавные мечты Карла XII.

Здание с драконами и павлинами. История дома Тупикова на Литейном проспекте
При создании декоративного убранства фасадов зодчий словно бы совершенно забыл о практицизме, с головой погрузившись в мир волшебных сказок.

«Но и Дидло мне надоел». Как великий балетмейстер оказался в немилости
Выдающийся хореограф и педагог в старости был отброшен, как надоевшая игрушка.

Битва при Рауту. Почему тихое место под Сосновом назвали «Долиной смерти»?
Забытому трагический эпизод гражданской войны в Финляндии разыгрался здесь в конце зимы - весной 1918 года.

Роковая поездка. Как погибла балерина Лидия Иванова
«В ее танцах жил мятежный, вольный дух», - писала «Ленинградская правда».
Комментарии