Победила отечественная шина. История автопробега от Петербурга до Неаполя

Осенью 1910 года в журнале «Нива» сообщалось, что в Петербург возвратились туристы-автолюбители, отправившиеся 15 августа в «автомобильный поход» от Петербурга до Неаполя на машине Русско-Балтийского завода». Фактически это было первое российское международное автопутешествие. В числе его участников были редактор журнала «Автомобиль» Андрей Нагель и фотограф Виктор Булла.

Победила отечественная шина. История автопробега от Петербурга до Неаполя | ФОТО Википедия / Александр Маркин / CC BY-SA 2.0

ФОТО Википедия / Александр Маркин / CC BY-SA 2.0

«Этот пробег русских туристов на русском автомобиле был выполнен более чем удачно, — говорилось в публикации. — И послужил к тому, что за границей ­серьезно заинтересовались русским автомобильным строительством… Этот пробег является настоящим торжест­вом русской автомобильной техники и русского туризма».

Автомобиль, на котором путешественники проехали всю Европу, вообще оказался на редкость крепким: весной того года он уже совершил пробег Петербург — Киев и обратно. Теперь ­туристы проследовали по маршруту Петербург — Рига — Берлин — Дрезден — Сен-Готард — Рим — Неаполь — Берлин — Петербург.

Автомобиль «Руссо-Балт», на котором совершалось путешествие в Италию, имел заводской номер 14 и отличался высокими по тем временем техническими характеристиками: за час мог преодолеть 87,5 километра, ­потреблял 13,5 литра топлива на сто километров, он также отличался исключительной надежностью. Так что за небольшими исключениями все путешествие прошло весьма благополучно.

Кстати, все шины, кроме одной, на машине были иностранного производства и на разных участках следования вышли из строя и потребовали замены. Только шина российского производства выдержала весь путь, то есть около десяти тысяч верст.

«Туристы жаловались на невозможное состояние шоссейных дорог в Италии, где им пришлось месить жидкую грязь в выбоинах почти на всем протяжении от Рима до Неаполя, — сообщал обозреватель «Нивы». — В Неаполе русские автолюбители поднялись на Везувий по ужасной, заваленной обломками лавы и камней, дороге. Очень трудную часть пути представлял пробег по Тиролю по крутым горным дорогам. На одном месте крутизна была так значительна, что автомобиль лишь с огромным усилием одолел ее. Как раз на этом же ­месте год тому назад разбился один автомобиль, покатившийся назад и своевременно не затормозивший».

Андрей Нагель, организатор первого международного российского автопробега, выдающийся автогонщик, журналист и общественный деятель, которого современники называли «человеком, поглощающим пространство и закусывающим шинами», считал, что подобный пробег поднимет интерес к автоспорту.

На той же машине он в 1911 году участвовал в ралли Монакского автомобильного клуба. В России его успех был отмечен не только спортивными наградами. Император Николай II собственноручно вручил ему почетный орден Святой Анны 3‑й степени.

Лучшие очерки собраны в книгах «Наследие. Избранное» том I и том II. Они продаются в книжных магазинах Петербурга, в редакции на ул. Марата, 25 и в нашем интернет-магазине.

Еще больше интересных очерков читайте на нашем канале в «Яндекс.Дзен».

#пробег #история #автомобили

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 168 (7251) от 09.09.2022 под заголовком «Победила отечественная шина».


Комментарии