Исчезнувшие Ямки. Загадочная история деревни на мысу Лисий Нос

О том, что на мысу Лисий Нос во второй половине XIX века существовала маленькая деревушка Ямки, краеведам известно. Но как и когда она появилась, а также как исчезла - никому не было ведомо. Подробности удалось найти в документах Российского государственного архива ВМФ.

Исчезнувшие Ямки. Загадочная история деревни на мысу Лисий Нос | На карте конца 1890-х годов (из РГАВМФ) близ мыса обозначена деревня Ямки. А поселение Лисий Нос указано примерно там, где ныне находится Горская. РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА

На карте конца 1890-х годов (из РГАВМФ) близ мыса обозначена деревня Ямки. А поселение Лисий Нос указано примерно там, где ныне находится Горская. РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА

Еще в 1863 году Морское ведомство построило на мысу пороховой погреб. По всей видимости, он состоял из нескольких деревянных сараев, обнесенных небольшим валом и рвом. Затем последовало отчуждение «от графа Стенбок-Фермора в казну участка земли под названием «Лисьеносинская коса» мерой 103 десятин 1834 сажен, каковой участок укреплен за морским ведомством».

И вот тут, как сказано в документе, «оказалось, что на означенном участке вблизи порохового погреба проживают в своих домах семь лиц из крестьян и бессрочно отпускных нижних чинов, платившие графу Стенбок-Фермору ежегодно поземельные деньги за оседлое помещение».

Всем живущим по соседству от погреба было предложено, дабы избежать опасности в случае пожара, перенести свои дома и прочие постройки в более отдаленное место. Однако хозяева отказались переезжать, ссылаясь на отсутствие средств. Тогда 19 марта 1871 года Морское министерство распорядилось выдать крестьянам деньги на переезд. После того как он состоялся, 21 марта 1872 года, крестьяне оформили подписку, обязуясь уплачивать за землю столько же, сколько раньше платили помещику.

Указаны были следующие лица: крестьянин Сафрон Тарасов, отставной унтер Александр Филатов, крестьяне Иван Фарин, Филипп Фарин, Павел Иванов и отставной Юрий Каск, «а за неумением их грамоте, по личной просьбе, росписался отставной унтер-офицер Александр Филатов»...

Прошли годы. В докладе командира Кронштадтского порта вице-адмирала Н. И. Казнакова управляющему Морского министерства, датированном 16 февраля 1895 года, говорилось, что крестьяне, живущие на мысу Лисий Нос, «постепенно захватывают участки казенной земли для покосов и других хозяйственных потребностей, так что в настоящее время все вышеупомянутые арендаторы фактически самовольно пользуются казенной землей в количестве 20 682 квадратных сажен».

Началось разбирательство, которое поручили юрисконсульту Главного управления кораблестроения и снабжения. Тот выяснил, что «с течением времени число поселившихся на Лисьем Носу домохозяев уменьшилось, и в настоящее время оставшиеся поселенцы живут в трех дворах, коим присвоено название деревни «Ямки» и платят казне поземельные деньги на прежних основаниях». Писарь сделал забавную ошибку: вместо «поземельные» деньги написано «подземельные». Как появилось название «Ямки» - неизвестно...

Так все и продолжалось до лета 1895 года, когда департамент военной и морской отчетности решил, что со строительством Сестрорецко-Приморской железной дороги земля на Лисьем Носу поднимется в цене. Чиновники предложили сдавать ее в аренду «тем из желающих, которыми будут предложены на торгах высшие цены».

Уже упомянутый вице-адмирал Н. И. Казнаков порекомендовал поднять поземельную плату и жителям деревни Ямки - до суммы, которая будет определена на торгах. Кроме того, он посчитал, что все, кто давал упомянутую выше подписку, должны быть лишены права наследования.

По всей видимости, он просто хотел освободить землю Морского ведомства от всего, на его взгляд, лишнего. Казнаков, кстати, протестовал и против выделения участков земли ведомства для Общества школьных дач, но пришлось подчиниться.

Юрисконсульт заявил, что повышение цены невозможно, а вот права наследования обитателей деревни Ямки действительно можно лишить. Таким образом, со смертью хозяев недвижимости в этом поселении оно просто перестало существовать. Когда именно - неизвестно. Правда, рвение Н. И. Казнакова оказалось напрасным: освободившуюся землю Морское ведомство так и не использовало.

#деревня #история #Лисий Нос

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 235 (6588) от 13.12.2019 под заголовком «Исчезнувшие Ямки».


Комментарии