Императрица на фоне колоннады: памятник, который так и не был воздвигнут

Для памятника императрице Марии Федоровне, жене Павла I, было предложено сразу несколько мест — в Михайловском сквере, у Казанского собора, на площади перед Смольным собором и, наконец, в Адлербергском сквере напротив Смольного института. Именно такие варианты в течение тридцати лет рассматривал комитет по созданию монумента. Но в итоге идея так и не была осуществлена.

Императрица на фоне колоннады: памятник, который так и не был воздвигнут | Окончательный проект скульптора Е. П. Черемисиновой, законченный в 1914 году./РЕПРОДУКЦИЯ АВТОРА

Окончательный проект скульптора Е. П. Черемисиновой, законченный в 1914 году./РЕПРОДУКЦИЯ АВТОРА

История началась в 1874 году, когда лицеист С. Д. Комовский, одноклас­сник Пушкина, обратился с письмом к Александру II, в котором предлагал увековечить память об императрице. Его инициатива была неслучайна: много лет он служил по Ведомству учреждений императрицы Марии, основательницей которого и считалась Мария Федоровна.

Александр II поддержал идею Комовского, но по неизвестным причинам дело не получило продолжения, оставшись лежать тонкой папкой в архиве ведомства. Возобновлено оно было лишь десять лет спустя. В 1884 году высочайшим повелением был учрежден комитет по созданию памятника. Его предполагалось воздвигнуть на пожертвования, учитывая опыт по успешному сбору средств на сооружение монумента Пушкину в Москве.

В 1889 году была открыта денежная подписка. Значительную часть средств составили пожертвования членов императорской семьи, сам император выделил 10 тысяч руб­лей. Однако близкую к нужной сумму удалось собрать лишь к середине 1890‑х годов, и в 1897 году был ­наконец объявлен конкурс проектов.

Будущий памятник предполагалось установить у Смольного собора, который по утвержденному в 1835 году императором Николаем I положению как раз в память об императрице получил статус собора всех учебных заведений. На его алтарной стене золотыми буквами значились названия всех школ и институтов, входивших в Ведомство учреждений императрицы Марии Федоровны, и все воспитанники и учащиеся ежегодно собирались в храме на торжественных молебнах и богослужениях.

В положении о конкурсе говорилось: «Основная мысль памятника должна выражать деятельность Императрицы Марии Феодоровны на пользу страждущего человечества и ее постоянные заботы о воспитании детей и об участи сирот, больных, убогих и престарелых».

Форму и размер памятника жюри оставляло на усмотрение авторов, но при этом подчеркивалось: «…проект должен быть оригинальным, а не подражанием существующим уже памятникам. Простота замысла, ясность выражения мысли, изящество и художественность очертаний признаются главными условиями задачи».

К участию в конкурсе были приглашены ведущие российские скульп­торы: М. М. Антокольский, В. А. Беклемишев, А. М. Опекушин и другие, причем каждому приглашенному участнику выплачивалось 1500 рублей. Допускалось предоставление работ и другими авторами, но на безвозмездной основе.

Осенью 1897 года модели были выставлены в здании опекунского совета ведомства, что на Казанской улице. Хотя жюри и отметило ряд проектов, но все они по разным причинам были признаны неудовлетворительными.

Создание памятника было отложено. Затем началась Русско-­японская война, случилась первая русская революция… Вновь вернулись к идее лишь в 1908 году, когда председателем комитета был назначен брат Николая II великий князь Михаил Александрович.

Новый конкурс объявили в 1911 году. Местом установки в этот раз выбрали Адлербергский сквер, другие адреса больше не рассмат­ривались. Сквер назывался так в честь Юлии Федоровны Адлерберг, начальницы Смольного института в 1802 – 1839 годах. Ныне это сад-партер Смольного.

В условиях конкурса, между прочим, указывалось, что «характер всего памятника должен сочетаться со стилем здания института, построенного Кваренги». Кроме модели самого памятника конкурсанты должны были предоставить и проект планировки сквера.

Памятник_Проект.jpg
Изображение одного из проектов конкурса 1897 года. Автор — А. И. Вейценберг./РЕПРОДУКЦИЯ АВТОРА

Интересно, что победителями конкурса оказались молодые скульпторы и архитекторы, только начинавшие свою карьеру. Причем многие из них впоследствии получили широкую известность.

Первая премия была присуждена проекту скульптора Ю. Н. Свирской и архитектора Н. Е. Лансере. Вот как описывал его обозреватель «Петербургской газеты»: «Императ­рица сидит на троне в очень прос­той, характерной для ее гуманной деятельности позе. На пьедестале надпись: «Императрице Марии Феодоровне благодарная Россия». Последняя олицетворяется женской фигурой, склонившейся у подножия пьедестала и протягивающей императрице венок».

Второй, третьей и четвертой премий удостоились, соответственно, проекты М. Г. Манизера и Б. Д. Цинзерлинга, Л. В. Шервуда и Л. А. Ильина, В. В. Лишева и Л. Р. Соллогуба. Однако к реализации был принят проект, получивший пятую премию. Его авторами были скульптор Е. П. Черемисинова и архитектор Е. А. Бернардацци. Памятник представлял собою колоннаду в стиле ампир, на фоне которой стояла фигура императрицы. «Труд почтенный, — отмечал корреспондент, — но памятник ничем не выражает деятельность императрицы».

Этот недостаток Черемисинова устранила в окончательной модели, законченной ею к маю 1914 года. Композиция была дополнена невысокой тумбой, на лицевой грани которой была изображена эмблема Ведомства императрицы Марии: пеликан, кормящий детей своей кровью (в геральдике — символ самоотверженной родительской любви). На тумбе лежали бумаги и корона.

Параллельно чиновники вели переписку о перепланировке Адлербергского сквера. Проволочки привели к тому, что работы по установке монумента так и не начались. Первая мировая война и дальнейшие революции сделали осуществление проекта невозможным.

Читайте также:

Задача с тремя неизвестными. Таинственная история и судьба монумента «Царь-плотник»

Память о Пушкине: от дуэли до обелиска


#история #памятник #императрица

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 172 (7748) от 13.09.2024 под заголовком «Императрица на фоне колоннады».


Комментарии