Именитые и потомственные. Как в Петербурге стали выбирать почетных граждан

Уже почти тридцать лет, с 1993 года, в день рождения города происходит присвоение звания «Почетный гражданин Санкт-Петербурга».

Именитые и потомственные. Как в Петербурге стали выбирать почетных граждан | ФОТО pixabay

ФОТО pixabay

Институт почетных граждан Петербурга существовал и в дореволюционное время. Введенное в 1863 году звание почетного гражданина города присваивалось по ходатайству Городской думы и символизировало «исключительную форму выражения признательности и благодарности общества за деятельность на пользу города, а также дань уважения к людям, имеющим особые заслуги перед Отечеством».

В 1866 году по решению петербургской Городской думы первым почетным гражданином столицы стал картузник (шапочный мастер) Осип Комиссаров-Костромской. Тот самый, который спас императора Александра II во время покушения Дмитрия Каракозова.

В том же году этим званием был награжден американский морской офицер и дипломат Густав Ваза Фокс. Как указывалось в документе, «в знак особенного уважения со стороны С.‑Петербургской общественности к представителю Северо-Американской нации, члену Вашингтонского кабинета Фоксу, через которого она заявила глубокое свое сочувствие к России и ее Государю…».

В 1878 году почетное звание получили столичный городской голова Николай Погребов и герой обороны Шипки генерал-адъютант Федор Радецкий, в 1881‑м — известный путешественник полковник Николай Пржевальский, в 1899‑м — принц Александр Ольденбургский, отмеченный за деятельность по устройству учебных заведений и приютов.

Всего же до революции званием «Почетный гражданин Санкт-Петербурга» были награждены семь человек, последним из них был многолетний глава исполнительной комиссии Городской думы по народному образованию, историк, редактор-издатель журнала «Вестник Европы» Михаил Стасюлевич, удостоенный этого звания в 1909 году…

Совсем иная категория почетных граждан появилась в Российской империи благодаря манифесту Николая I «О состояниях» от 10 апреля 1832 года. Прошение о произведении в таковые имели право подать на высочайшее имя купцы, чиновники, духовенство, деятели культуры и науки недворянского происхождения. Основным критерием являлись заслуги перед Оте­чеством на гражданской службе, в религиозной сфере, науках или изящных искусствах.

Предшественником являлось сословие «именитых граждан», введенное Екатериной II «Грамотой на права и выгоды городам Российской Империи» в 1785 году. К ним относились лица, отслужившие не менее одного срока в органах городского управления, ученые, художники «трех художеств» — архитекторы, «музыкосочинители», живописцы и скульпторы, «капиталисты» с капиталом свыше 50 тыс. рублей, банкиры с капиталом от 100 до 200 тыс. рублей, крупные оптовые торговцы и судовладельцы.

Все они освобождались от телес­ных наказаний, им дозволялось ездить по городу в карете, запряженной парой и четверкой лошадей, иметь загородные дворцы и сады, заводить и содержать фабрики, заводы, морские и речные суда.

Звание именитых граждан передавалось по наследству, причем его носитель во втором или третьем поколении имел право по достижении 30 лет претендовать на дворянство. Дворяне, естественно, пожелали оградить свои привилегии от посягательств других сословий, и в 1807 году купечество лишилось права на это звание: как указывалось в манифесте Александра I, «как смешивающее разнородные достоинства».

С того времени купцы должны были ежегодно объявлять свой доход (капитал) для подтверждения членства в гильдии. Если доход не соответствовал, купец переходил в категорию мещанина и подпадал под рекрутскую повинность, подушную подать и телесные наказания.

Поскольку недовольных подобных положением вещей было достаточно много, а купечество играло все большую роль в жизни страны, в 1827 году министр финансов Егор Канкрин предложил Николаю I реформировать институт именитого гражданства. Результатом и стал высочайший манифест об установлении нового сословия «почетных граждан».

Согласно царскому манифесту, личное гражданство было пожизненным и прекращалось со смертью, а потомственное передавалось по наследству. Оно приобреталось несколькими способами: по факту рождения либо могло быть высочайше пожаловано как по ходатайству самого просителя, так и по особому представлению. Личными почетными гражданами могли стать представители городской интеллигенции, иностранные специалисты в разных видах деятельности вне зависимости от подданства.

Хоть потомственное почетное гражданство и являлось сословием, фактически оно рассматривалось как награда. Причисление к нему осуществлялось решением Правительствующего Сената или императорским указом. Оно давало определенные привилегии, в том числе свободу от подушного оклада, рекрутской повинности и телесных наказаний, право участ­вовать в выборах (при условии владения в городе недвижимой собственностью) и быть избираемым на городские общественные должности не ниже тех, которые занимали купцы первых двух гильдий.

Среди личных и потомственных почетных граждан были петербургские городские головы Иван Лесников и Павел Лелянов, известный благотворитель столичный купец Степан Елисеев, промышленник и предприниматель Карл Сименс и даже первооткрыватель Трои Генрих Шлиман.

В 1840 году в России насчитывались 4800 почетных граждан, что составляло 0,1 % городского населения страны. Число причисленных к этому сословию постоянно увеличивалось, только за последнее десятилетие XIX века оно было даровано 9 тысячам человек, что вызвало повеление Николая II от 22 января 1901 года о точном соблюдении правил приобретения звания. К 1913 году численность почетных граждан с членами семей во всей стране составляла 372 400 человек (0,5 % населения), из них потомственных — 197 300 человек.

Лучшие очерки собраны в книгах «Наследие. Избранное» том I и том II. Они продаются в книжных магазинах Петербурга, в редакции на ул. Марата, 25 и в нашем интернет-магазине.

Еще больше интересных очерков читайте на нашем канале в «Яндекс.Дзен».

#история #звание #Почетный гражданин

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 99 (7182) от 03.06.2022 под заголовком «Именитые и потомственные».


Комментарии