«И нарече его Санкт питер бурх»: как летописцы запечатлели основание города

Русские летописи ассоциируются обычно с древнейшим периодом отечественной истории. 

«И нарече его Санкт питер бурх»: как летописцы запечатлели основание города | Фото: Александр Дроздов

Фото: Александр Дроздов

Однако традиция создания подобных произведений продолжалась вплоть до конца XVIII века, а в некоторых случаях, в частности в старообрядческой среде, и в XIX веке. Даже тогда, когда появились и получили широкое распространение иные формы исторического повествования, летописцы продолжали свое дело.

В петровское время у них возникло немало сложностей - в первую очередь с источниками. Привычных - к ним в первую очередь относятся другие летописи, более ранние, а также грамоты, послания, сказания различного толка, жития святых и тому подобное - не хватало. А новые - первая русская печатная газета «Ведомости», реляции, переводная литература - были в новинку, не всегда доступны, да и форма изложения в них также не позволяла буквально их переписывать, чем обычно занимались составители летописей.

В результате события царствования Петра были изложены, как правило, чрезвычайно кратко, во многих случаях оставалась неотмеченной конкретная дата событий - для нее оставляли место, которое при дальнейшем переписывании нередко так и не было заполнено.

Текущие события уже невозможно было излагать так, как это делалось ранее. При этом сведения более привычного характера без всяких проблем облекались в привычную для летописца форму в течение всего XVIII века. К ним в первую очередь относились строительство храмов и монастырей, чудеса, перенесение икон, воздвижение на престол церковных иерархов, их смерть, стихийные бедствия, пожары, события местного значения и т. п.

Однако летописи петровского времени интересны не только как своего рода древнерусские «реплики». Порой они содержат и малоизвестные факты. Любопытна и традиционная, характерная для них «древнерусская» форма изложения событий.

Например, в неопубликованной Новгородской Погодинской летописи, относящейся к концу 1710-х - началу 1720-х годов (один из ее списков, наиболее ранний, хранится в Российской национальной библиотеке), все датировки приведены по старому летосчислению - от сотворения мира. Хотя источники, которыми пользовался летописец, уже почти два десятилетия содержали новую хронологию от Рождества Христова, он упорно переводил все даты в более привычный для него вид.

О важнейших событиях Северной войны (кроме поражения под Нарвой в 1700 году и победы под Полтавой) летописец оставил краткие и, как правило, незавершенные сведения. Вот лишь несколько примеров:

«В лето 7211. Октоврия в .... (оставлено место для даты. - В. Я.) день взят бысть немецкий город Орешок».

«Того же лета. Маиа в 1 день взят бысть немецкий город Канцы, а взяв его, разориша».

«В лето 7218. Иуниа в 8 день взят бысть немецкий град Выборг».

Особое внимание летописец уделил основанию Петербурга: «...великий государь царь и великий князь Петр Алексеевич всея великия и малыя и белыя России самодержец заложи от города Канец вниз по Неве пять верст на реке Неве град во имя свое, и нарече его Санкт питер бурх, си есть святый Петр град. И церковь соборную в нем постави древяну святых апостол Петра и Павла, и наведе в него со всей русской земли множество людей и сотвори его началнейший град во всей России, доньже и престол державы своея пренесе от Москвы, в лето 7211 (то есть 1703 год. - В. Я.), и царствующий град нарече».

Упоминает автор летописи и о городских событиях - перенесении мощей Александра Невского, освящении Петропавловской церкви.

Более современным подходом отличался ярославский священник Феодор Петров. Использовав около ста источников, он составил обширную компиляцию, большую часть которой занимал хронограф с заголовком «Царство благочестивеиших великих государей царей и великих князей Иоанна Алексеевича, Петра Алексеевича всея великия и малыя и белыя России самодержцев». Основная часть работы была завершена в 1720 году. Ныне авторский экземпляр хронографа тоже хранится в РНБ.

Обозначение дат, как правило, Петров приводил уже в современном виде, переходя от «сотворения мира» к «Рождеству Христову», при этом порой занимаясь хронологическими выкладками. Например, сохранилась запись с таким вычислениями:

«Числится сей год от Рождества Христова 1723 год.

От сотворения мира по греческим хронографам 7231 год.

От корования (именно так! - прим.автора) его величества Петра Великаго императора и самодержца всероссийскаго 41 лет.

От рождения внука его величества великаго князя Петра 8 лето.

От зачатия флота российскаго 26 лето.

От виктории, полученныя над свейским королем Каролусом вторым надесять под Полтавою 14 год».

Петров перечислял города и крепости Ингерманландии, завоеванные в ходе Северной войны, и давал их краткую характеристику (в ее основе, как он сам отмечал, - «География, или Земноводный круг, или Градусы о городех»):

«Кроншлот - российская крепость среди моря построена в 1704 году, а стоит 4 мили от Санкт Питербурха.

Ингерманландиа лежит между синусом финским и Ладожским озером и сообщаются рекою Невою, а надлежала она земля прежде российской державе.

Нотебург - лат: Нотабургом по русски Орешок, важная и началная крепость ... на Ладожском озере, где река Нева выходит. В 1612 году взял крепость сию Густав Адольф и от того времени 90 лет было подвержено короне шведской, но в 1702 году российская сила паки оную завоевав Слюсенбурхом именовали.

Ниеншанц - крепкое место на остезе недалеко от Слюсенбурха, в 1703 году отдались российской области.

Санкт-Петерсбурк - крепость и купеческой город, которой ныне царствующий монарх Петр Первый построил, и от часу оный возрастает и прибавляется и в красоте и силе своей процветает. Таким образом ныне вся Ингерманландия российской державе подвержена».

Через год после создания сборника летописец добавил сообщение о торжествах по случаю Ништадтского мира: «Вчерашняго числа царское величество изволил прибыть с Котлина острова в Санкт Питербурх полуночи в 1 часу».

После подробного описания поездок Петра по городу и молебна в Троицкой церкви упоминалось: «Его величество изволил идтить на пристань, на которой было поставлено в два ряда во многих полубочках вино. Царское величество изволил стать на место и почерпнул ковшичек вина, изволил снять картуз и сказывал народу гласно: «21 год какая жестокая была война, а ныне даровал Бог неслыханной мир» и изволил сказать: «здравствуйте все православные христиане» и скушал вино. Потом весь народ во все многократно голосы кричали: «радуйся царь государь, здравствуй царь государь»...».

Любопытно, что вообще отдельных подробных сообщений об основании Петербурга в летописях содержится мало. По всей видимости, для летописцев-современников это было вполне рядовое явление. Гораздо большее значение они придавали, к примеру, взятию Орешка или Ниеншанца. И только после того, как Петербург стал главным политическим и торговым центром, в летописях появились упоминания и о происходящих в нем событиях.

Материал был опубликован в газете под № 092 (6201) от 25.05.2018 под заголовком «И нарече его Санкт питер бурх».

#День города #Санкт-Петербург #история #летописи

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 092 (6201) от 25.05.2018.


Комментарии