«И в комнате Ленина дети учились». В годы блокады в музее-квартире Елизаровых работала школа

«Как-то раз у нас на экскурсии были воспитанники дома творчества юных с Черной речки, и их руководитель спросила меня: «А вам известно, что в стенах вашего музея во время блокады работала школа?». Я знала об этом, но, честно говоря, только в общих чертах, на уровне легенды», - рассказала Нелли Приваленко, заведующая Мемориальным музеем-квартирой Елизаровых на улице Ленина, 52.

«И в комнате Ленина дети учились». В годы блокады в музее-квартире Елизаровых работала школа | Фото: Pixabay / geralt

Фото: Pixabay / geralt

Дело в том, что в первом номере журнала «Костер» за 1945 год было опубликовано стихотворение поэта Всеволода Азарова «Школа Ленина». О том, что «на время в квартире поставили парты // И в комнате Ленина дети учились». Адрес автор не называл, но по косвенным признакам становилось понятно, что речь именно о музее на Петроградской стороне.

Теперь его сотрудники вчитались в сохранившиеся в Доме творчества юных воспоминания учительницы Екатерины Селюковой, и слова поэта наполнились конкретикой. Известно, что вскоре после начала войны музей закрыли, и к концу лета 1941-го мемориальная квартира пустовала. Напротив, на Левашовском проспекте, находилась школа № 55, в которой разместили военный госпиталь. Когда в сентябре 1941-го начался учебный год, классы пришлось устроить в расположенных вблизи зданиях.

Двенадцать второклассников, воспитанников Екатерины Селюковой, которой было всего-то восемнадцать лет, стали заниматься в ленинском музее. Точнее, в самой большой из его комнат - столовой. С небольшими перерывами учеба продолжалась до марта 1942 года...

Комната угловая, холодная. В морозные дни ученики по очереди приносили дрова и топили печь. По несколько раз в день с первыми сигналами воздушной тревоги приходилось спускаться в бомбоубежище: прямо в него из квартиры вела черная лестница.

- Наш дом, к счастью, не пострадал, а вот в здание по соседству, на углу улицы Ленина и Чкаловского проспекта, попала бомба, - рассказывает Приваленко. - В нем находилась булочная... В нашем музее много лет работала смотрителем Роза Павловна Рощина, в войну она была ребенком. Ее мама пошла как раз в эту булочную и не вернулась: погибла при бомбежке. Вот такие пересечения...

В музее очень надеются, что удастся отыскать хоть кого-то, кто во время блокады учился в этих стенах. А пока же, продолжая военную тему, здесь открыли выставку: на ней - блокадные записи Веры Соловьевой и ее семейные реликвии, связанные с войной. Их предоставила дочь Соловьевой Зоя Николаевна Солнцева - постоянная посетительница музея.

Перед войной Вера Соловьева работала в пошивочном цехе на фабрике «Красное знамя», училась в вечерней школе. На выставке рядом с записями - фотография сотрудников предприятия. На обороте - дата: «22/VI - 1941. Первый день отечественной войны». Вера - в клетчатом платьице, рядом с каким-то военным. Может показаться, что изображенные на снимке люди еще не знают о произошедшем: слишком уж безмятежны и счастливы их лица... Вскоре девушку отправили рыть окопы где-то под Новгородом. Затем она вернулась на фабрику, но в ноябре 1941-го сырья не стало, производство остановилось.

«Нас посылают работать по городу, вместо стекол вставлять фанеру в окна, проработала один месяц, заболела, бюллетенила месяц... Февраль 1942-го уже стал чуть получше... Потом берут в МПВО на казарменное положение, нахожусь на Крестовском острове. Девушек много, все дистрофики, там я пробыла месяц, в мае нас перевели на стадион «Пламя», там прошли самые боевые дни: бомбежки, обстрел ежедневно и не один раз в день. Несколько раз приходилось смотреть в глаза смерти, но ничего, этот трудный период времени прожила... Потом нас передают в ремстройроту... Денег нет, одеть нечего... На работе ежедневные неприятности, работаю кровельщиком, лазаю по крышам, заработок маленький, жить очень трудно».

С будущим мужем Вера Соловьева познакомилась за неделю до дня Победы: поехала к своему двоюродному брату, где встретила его друга-однополчанина, вернувшегося с войны инвалидом. В июле 1945-го они уже поженились...

Есть среди экспонатов и трофеи с фронта: ими потом пользовались в домашнем обиходе. Это немецкие оловянная ложка и массивная белая фаянсовая кружка с годом выпуска - 1941. А снарядные гильзы стали вазочками для цветов.

Лучшие очерки собраны в книгах «Наследие. Избранное» том I и том II. Они продаются в книжных магазинах Петербурга, в редакции на ул. Марата, 25 и в нашем интернет-магазине.

Еще больше интересных очерков читайте на нашем канале в «Яндекс.Дзен».

#образование #история #Великая Отечественная война #блокада Ленинграда #музеи Петербурга

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 021 (6619) от 06.02.2020 под заголовком «Блокадный класс в ленинском музее».


Комментарии