Гранитный утес с восточным узором. История здания на Каменноостровском проспекте

Этот угловой дом (Каменноостровский пр., 54; ул. Профессора Попова, 31), увенчанный высоким бельведером со шпилем, — важный акцент в перспективе Каменноостровского проспекта. Место обязывает быть заметным, а потому нижний ярус щедро декорирован мощными каменными блоками. Их грубая фактура придает зданию образ гранитного утеса, возвышающегося над окружающей застройкой.

Гранитный утес с восточным узором. История здания на Каменноостровском проспекте | В 1980‑е годы был утрачен застекленный бельведер с высоким шпилем, венчавший угловую башню. Его воссоздали в 2012 году в новых конструкциях с сохранением исторических пропорций, габаритов и конфигурации./ФОТО ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

В 1980‑е годы был утрачен застекленный бельведер с высоким шпилем, венчавший угловую башню. Его воссоздали в 2012 году в новых конструкциях с сохранением исторических пропорций, габаритов и конфигурации./ФОТО ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Дом был построен в 1910 – 1911 годах архитектором Дмитрием Крыжановским для купца Рафаила Берштейна, торговавшего «готовым платьем». Этот бизнесмен купил обширный угловой участок, самым основательным строением на котором был каменный двух­этажный дом, выдержанный в стилистике классицизма. Предприимчивому коммерсанту, разумеется, не пристало ограничиваться такой скромной застройкой, участок был расчищен от старых зданий, и вскоре здесь вырос шестиэтажный доходный дом с магазинами в нижней части и комфортабельными квартирами в верхних этажах.

Примечательно, что первоначальным проектом башня не предусматривалась, угловую часть никак не предполагалось акцентировать. Более того, зодчий, вероятно, так спешил, что забыл или посчитал излишним представить в утверждавшую проект городскую управу фасад дома по Песочной (ныне Профессора Попова) улице. Сезон, отведенный природой в Петербурге для возведения зданий, короток, потому заказчики-домовладельцы не прощали неспешности проектных и строительных работ. Как отмечалось на прошедшем в российской столице в январе 1911 года IV Съезде русских зодчих, «экстренность работ является в строительстве как бы нормальным явлением».

Получив неполный комплект документов, городские власти затребовали недостающее, и Крыжановский в пожарном темпе начертил и представил требуемый фасад, не указав, однако, на нем совершенно никаких деталей. Вопросов не возникло: контролирующим инстанциям важно было убедиться, что проектируемый фасад соответствует строительному законодательству по своим параметрам (предельная высота, ширина проездов, расстояние от земли до основания эркеров), а декор никогда не вызывал нареканий. Ну и к чему этот декор изображать, раз его допустимо изменить в ходе строительства? Так тогда поступали многие застройщики, и потому сейчас, сравнивая проекты фасадов с натурой, мы нередко с удивлением обнаруживаем разительные отличия.

Метаморфозы фасадного решения никак не повлияли на планировку, которая изначально задумывалась в духе передовых гигиенических тенденций начала XX века. Как писали газеты и журналы того времени, дом соответствовал современным требованиям в «отношении света и воздуха». Просторный открытый двор, способствовавший улучшению инсоляции и проветриванию квартир, был отделен от улицы высокой металлической оградой с воротами и фонарями, а его стены отделаны не менее изысканно, чем выходящих на красную линию корпусов.

Оформление входов в парадные разнообразно. В одном случае это глубокая экседра (ниша), в других — основательный затянутый гранитом тамбур. При этом отделка вестибюлей и лестниц сходна. Здесь и металлические ограждения с утонченным геометрическим орнаментом, и витражи, и лепнина в стилистике неоклассицизма: вазоны, гирлянды, кессоны (углубления в потолке). Полы выложены яркой плиткой, рисунком напоминающей восточный ковровый узор, в одном из парадных сохранилось фацетное (граненое) остекление дверной фрамуги. В квартирах — разнообразные по формам и отделке печи.

Одну из квартир дома, переехав с Невского проспекта, занял домовладелец с семейством. Один из его сыновей, Михаил, готовился стать наследником отцовского бизнеса. Другой, Илья, выучился на инженера-технолога и руководил меднолитейным заводом…

Вообще же это здание перед революцией с полным правом можно было назвать «обителью» зодчих. Одним из жильцов стал сам архитектор Дмитрий Крыжановский, который словно бы решил лично опробовать качество своего творения. Кроме него, судя по данным адресной книги «Весь Петербург», здесь почти одновременно жили зодчие, активно работавшие тогда в Северной столице, среди них — соавтор проектов Большеохтинского и Финляндского мостов Владимир Апышков и декан архитектурного факультета Высших женских политехнических курсов Михаил Сонгайло.

В 2001 году доходный дом Рафаила Берштейна был включен в список вновь выявленных объектов истории и культуры, а в 2014 году ему присвоили статус памятника культурного наследия регионального значения.

Лучшие очерки собраны в книгах «Наследие. Избранное» том I и том II. Они продаются в книжных магазинах Петербурга, в редакции на ул. Марата, 25 и в нашем интернет-магазине.

Еще больше интересных очерков читайте на нашем канале в «Дзен».



#история #здание #дом

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 227 (7311) от 02.12.2022 под заголовком «Гранитный утес с восточным узором».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Мысль об Артабане. Как театрал Жихарев написал «галиматью» по совету Державина
09 августа 2019

Мысль об Артабане. Как театрал Жихарев написал «галиматью» по совету Державина

Трагедия о коварном сборщике податей оказалась «смесью чуши с галиматьей, помноженных на ахинею»

Ретирадник с дверью сбоку. Как в Петербурге XIX века появились общественные туалеты
09 августа 2019

Ретирадник с дверью сбоку. Как в Петербурге XIX века появились общественные туалеты

Сделать этот вроде бы простой шаг в направлении общественного благоустройства было не так легко.

Битва без победителей. Подлинные факты о сражении под Прохоровкой в 1943 году
07 августа 2019

Битва без победителей. Подлинные факты о сражении под Прохоровкой в 1943 году

В знаменитом танковом сражении ни одна из сторон не выполнила поставленных задач. Но оно во многом определило исход Курской битвы.

Безлошадный царедворец. Что Макаренко писал о князе Кочубее
02 августа 2019

Безлошадный царедворец. Что Макаренко писал о князе Кочубее

Известный советский педагог начинал свою учительскую карьеру с того, что служил репетитором в Диканьке - имении Кочубеев на Полтавщине.

Ангел над городом. Как создавали шпиль Петропавловского собора
02 августа 2019

Ангел над городом. Как создавали шпиль Петропавловского собора

По этому рисунку Доминико Трезини был создан первый ангел, сгоревший при пожаре в 1756 году.

Признание после отказа. Почему петербургская публика не сразу оценила Федора Шаляпина
26 июля 2019

Признание после отказа. Почему петербургская публика не сразу оценила Федора Шаляпина

Покорить город на Неве великому артисту удалось не с первого раза.

Азимуты Линдуловской рощи. Как в Ленинграде зародилось спортивное ориентирование
19 июля 2019

Азимуты Линдуловской рощи. Как в Ленинграде зародилось спортивное ориентирование

У его истоков стоял преподаватель туризма ленинградец Владимир Добкович.

Гибель шведской империи: неизвестные факты о Полтавской битве
10 июля 2019

Гибель шведской империи: неизвестные факты о Полтавской битве

Баталия похоронила великодержавные мечты Карла XII.

Здание с драконами и павлинами. История дома Тупикова на Литейном проспекте
28 июня 2019

Здание с драконами и павлинами. История дома Тупикова на Литейном проспекте

При создании декоративного убранства фасадов зодчий словно бы совершенно забыл о практицизме, с головой погрузившись в мир волшебных сказок.

«Но и Дидло мне надоел». Как великий балетмейстер оказался в немилости
28 июня 2019

«Но и Дидло мне надоел». Как великий балетмейстер оказался в немилости

Выдающийся хореограф и педагог в старости был отброшен, как надоевшая игрушка.

Битва при Рауту. Почему тихое место под Сосновом назвали «Долиной смерти»?
26 июня 2019

Битва при Рауту. Почему тихое место под Сосновом назвали «Долиной смерти»?

Забытому трагический эпизод гражданской войны в Финляндии разыгрался здесь в конце зимы - весной 1918 года.

Роковая поездка. Как погибла балерина Лидия Иванова
21 июня 2019

Роковая поездка. Как погибла балерина Лидия Иванова

«В ее танцах жил мятежный, вольный дух», - писала «Ленинградская правда».