Бастилия у Ланской. История башни на Сампсониевском проспекте

Если быть точным, то этот комплекс с единым архитектурным оформлением (Большой Сампсониевский пр., 108) состоит из трех зданий и занимает целый квартал между Большим Сампсониевским проспектом, Сердобольской улицей и линий Финляндской железной дороги. И расположен он на холме, являющемся уступом древнего моря. Ландшафт для нашего города достаточно редкий.

Бастилия у Ланской. История башни на Сампсониевском проспекте | Любопытная деталь: на восьмом и девятом этажах башни всего лишь по одной квартире... Всему же комплексу сооружений КГИОП недавно своим распоряжением придал статус объекта культурного наследия./ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Любопытная деталь: на восьмом и девятом этажах башни всего лишь по одной квартире... Всему же комплексу сооружений КГИОП недавно своим распоряжением придал статус объекта культурного наследия./ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

В состав квартала входят два дома вдоль Сердобольской улицы, построенные в 1909 – 1910 годах. В одном из них с 7 по 24 октября 1917 года в квартире Маргариты Фофановой нелегально проживал Ленин, это был его последний конспиративный адрес.

#INJECT_1# /p>

В 1953 году с двух сторон от этих зданий (чуть позже они были надстроены, оформлены в едином стиле, поэтому теперь кажутся одним домом) началось возведение новых корпусов. Заказчиком строительства стал завод по производству авиационных моторов, который ныне входит в объединение «Климов». Авторами были архитекторы из 8‑й мастерской «Ленпроекта» — Виктор Белов, Владимир Потапов и Михаил Савкевич.

Проект башни и корпуса по Большому Сампсониевскому проспекту (тогда он носил имя Карла Маркса) был рассмотрен и утвержден на городском архитектурном совете еще в июле 1951 года. Первой была заложена в начале 1953 года девятиэтажная башня на углу проспекта и Сердобольской улицы.

Пока шло строительство здания, его уже начали критиковать коллеги. В декабре 1953 года в журнале «Архитектура Ленинграда» архитектор Александр Мачерет отмечал: «Сооружение выглядит несовременным по характеру. Это из‑за того, что оно измельчено. Перенасыщенный порезками пояс над окнами первого этажа, цветочки на замковых камнях арок и потолочные розетки на нижней поверхности балконов убеждают нас, что такое отношение к архитектурной детали есть украшательство».

В декабре 1953 года состоялись два заседания Архитектурного технического совета при архитектурно-планировочном управлении Ленгорисполкома. На них решалась судьба дальнейшей застройки квартала вдоль линии железной дороги, а также отдельным вопросом — завершение уже почти выстроенной башни. Изначально предполагалось полностью застроить двор по периметру, а в центре его разместить котельную. Члены совета настояли, чтобы ее устроили в одном из крыльев вдоль железной дороги.

Вообще на заседании совета проект был подвергнут серьезной критике. Архитекторы Виктор Твелькмейер и Евгений Левинсон заявили: «Будет ли интересен такой квартал, целиком опоясанный одной архитектурой?». Их коллегу Армена Барутчева не устроили пропорции угловых маленьких башенок вдоль железнодорожной станции (в них, кстати, разместились квартиры художников). Мол, «они напоминают обычные доходные дома предреволюционных лет на Петроградской стороне, и по своим пропорциям они не дадут красивого решения».

Инженера Кирилла Кривцова смутила громадная арка, выходящая к станции, высотой два с половиной этажа. Тем более что сам проезд в ней достаточно узкий — пять метров. «Арка велика, неэкономична, а эффекта не достигнет», — заявил Кривцов. Борис Муравьев с Твелькмейером сравнили новый дом с Инженерным замком, причем в пользу последнего: «Замок интереснее тем, что при общем модуле и масштабе он совершенно разный на всех четырех фасадах. Поставить такую Бастилию и закрыть все пространство по принципу Инженерного замка — неправильно».

Был, вероятно, только один момент, в котором участники совета поддержали авторов здания, — это необходимость увеличения высоты башни и придания ей большей силуэтности. И даже одобрили разработанный ими вариант со шпилем и куполом. Только архитектор Модест Шепилевский усмотрел в новой редакции «отголоски культового порядка».

Председатель совета Игорь Фомин оставил в силе все архитектурные решения авторов — даже стилобаты с балюстрадами, которые очень редки для Петербурга — Ленинграда. Однако что касалось увеличения высоты башни, он предложил поинтересоваться мнением заказчика. Чтобы уже тот попросил денег у Министерства авиационной промышленности.

Переговоры Виктора Белова с заводом успеха не принесли. Поэтому дом выстроили в точности, как первоначально задумали авторы…

Разных оценок удостоилось это произведение сталинского ампира. Как отмечает современный искусствовед Иван Саблин, дом этот велик даже для «неоклассических гигантов» начала ХХ века и напоминает скорее замок или палаццо XVI столетия. «Перед нами одно из лучших произведений архитектуры нашего города, вполне сопоставимое с шедеврами старого русского классицизма… Самый интересный элемент дома — башня не кажется незавершенной! В таком виде башня совершенно необычна для советской архитектуры».

Лучшие очерки собраны в книгах «Наследие. Избранное» том I и том II. Они продаются в книжных магазинах Петербурга, в редакции на ул. Марата, 25 и в нашем интернет-магазине.

Еще больше интересных очерков читайте на нашем канале в «Дзен».


#история #здания #культурное наследие

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 222 (7306) от 25.11.2022 под заголовком «Бастилия у Ланской».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Мысль об Артабане. Как театрал Жихарев написал «галиматью» по совету Державина
09 августа 2019

Мысль об Артабане. Как театрал Жихарев написал «галиматью» по совету Державина

Трагедия о коварном сборщике податей оказалась «смесью чуши с галиматьей, помноженных на ахинею»

Ретирадник с дверью сбоку. Как в Петербурге XIX века появились общественные туалеты
09 августа 2019

Ретирадник с дверью сбоку. Как в Петербурге XIX века появились общественные туалеты

Сделать этот вроде бы простой шаг в направлении общественного благоустройства было не так легко.

Битва без победителей. Подлинные факты о сражении под Прохоровкой в 1943 году
07 августа 2019

Битва без победителей. Подлинные факты о сражении под Прохоровкой в 1943 году

В знаменитом танковом сражении ни одна из сторон не выполнила поставленных задач. Но оно во многом определило исход Курской битвы.

Безлошадный царедворец. Что Макаренко писал о князе Кочубее
02 августа 2019

Безлошадный царедворец. Что Макаренко писал о князе Кочубее

Известный советский педагог начинал свою учительскую карьеру с того, что служил репетитором в Диканьке - имении Кочубеев на Полтавщине.

Ангел над городом. Как создавали шпиль Петропавловского собора
02 августа 2019

Ангел над городом. Как создавали шпиль Петропавловского собора

По этому рисунку Доминико Трезини был создан первый ангел, сгоревший при пожаре в 1756 году.

Признание после отказа. Почему петербургская публика не сразу оценила Федора Шаляпина
26 июля 2019

Признание после отказа. Почему петербургская публика не сразу оценила Федора Шаляпина

Покорить город на Неве великому артисту удалось не с первого раза.

Азимуты Линдуловской рощи. Как в Ленинграде зародилось спортивное ориентирование
19 июля 2019

Азимуты Линдуловской рощи. Как в Ленинграде зародилось спортивное ориентирование

У его истоков стоял преподаватель туризма ленинградец Владимир Добкович.

Гибель шведской империи: неизвестные факты о Полтавской битве
10 июля 2019

Гибель шведской империи: неизвестные факты о Полтавской битве

Баталия похоронила великодержавные мечты Карла XII.

Здание с драконами и павлинами. История дома Тупикова на Литейном проспекте
28 июня 2019

Здание с драконами и павлинами. История дома Тупикова на Литейном проспекте

При создании декоративного убранства фасадов зодчий словно бы совершенно забыл о практицизме, с головой погрузившись в мир волшебных сказок.

«Но и Дидло мне надоел». Как великий балетмейстер оказался в немилости
28 июня 2019

«Но и Дидло мне надоел». Как великий балетмейстер оказался в немилости

Выдающийся хореограф и педагог в старости был отброшен, как надоевшая игрушка.

Битва при Рауту. Почему тихое место под Сосновом назвали «Долиной смерти»?
26 июня 2019

Битва при Рауту. Почему тихое место под Сосновом назвали «Долиной смерти»?

Забытому трагический эпизод гражданской войны в Финляндии разыгрался здесь в конце зимы - весной 1918 года.

Роковая поездка. Как погибла балерина Лидия Иванова
21 июня 2019

Роковая поездка. Как погибла балерина Лидия Иванова

«В ее танцах жил мятежный, вольный дух», - писала «Ленинградская правда».