Горящие письма. Как одна встреча изменила судьбу Веры Комиссаржевской
Творчество Веры Федоровны Комиссаржевской не обойдено вниманием исследователей. Нам же хотелось бы коснуться ее личной жизни, в том числе знакомства с блестящим морским офицером Сергеем Зилоти...
Вера Федоровна Комиссаржевская. Фото Елены Мрозовской. Репродукция. Фото ТАСС
Дочь знаменитого певца Федора Комиссаржевского, солиста Императорского Мариинского театра, она вместе с сестрами с детства занималась музыкой. Поначалу отец готовил ее в певицы, так как Вера обладала очень красивым контральто, но после ухода отца из семьи карьера рухнула, не начавшись.
В 1883 году Вера вышла замуж за графа Владимира Муравьева, художника-любителя, писавшего охотничьи пейзажи. Супружество оказалось неудачным, чуть ли не с первых дней начались жестокие размолвки. Муравьев завел роман с сестрой Веры, Надеждой, на которой женился сразу после того, как развелся с женой.
Кстати, со второй избранницей Муравьев вел себя точно так же, как и с первой. Надежда Федоровна писала: «...в меня целились из револьвера, меня жгли нагретыми щипцами для волос или, приставляя кинжал к груди, грозили зарезать».
Приходя в себя после неудачного брака, Вера Федоровна, пережившая сильнейшее потрясение, месяц провела в психиатрической клинике. Родные увезли ее из Петербурга в Липецк. Там в 1887 году во время лечения на водах она познакомилась с Сергеем Ильичом Зилоти - морским офицером, страстным почитателем театра и музыки. Он находился в родстве с Рахманиновыми.
По окончании Морского корпуса в Петербурге в 1883 году Зилоти направили на службу во Владивосток, где он стал флаг-офицером штаба младшего флагмана Тихоокеанской эскадры. В свободное от службы время Зилоти организовал любительскую театральную труппу. В дни спектаклей зал Морского собрания был набит до отказа, зрители были в восторге.
В Липецке Вера Комиссаржевская и Сергей Зилоти обручились. Когда Сергей летом ездил в Тамбовскую губернию в родовое имение Рахманиновых «Знаменку», чтобы встретиться со всеми родственниками, он на правах жениха привозил с собой и Веру. Ее у Рахманиновых очень полюбили, и, хотя замуж за Сергея Зилоти она не вышла (очень боялась нового замужества - сильно обожглась на первом), в этой семье Вера встретила подругу на всю жизнь - сестру Сергея Зилоти, Марию Ильиничну...
Доктора требовали, чтобы Вера Федоровна нашла себе дело, которое могло бы поглотить ее настолько, чтобы победить депрессию. Таковым для Комиссаржевской стал театр. «В актрисы ее посвятило личное страдание», - писал один из биографов. В 1887 году она начала брать уроки у артиста Александринского театра Владимира Николаевича Давыдова, который высоко оценил ее талант.
В это же время Сергей Зилоти вернулся в Петербург, поступив на службу в Адмиралтейский Генеральный штаб. Но он не отказался ни от любительского театра, ни от сочинения музыки. Его романсы исполняли Анастасия Вяльцева и другие знаменитости тех лет. А в Морском собрании Флотского экипажа Петербурга на Крюковом канале Зилоти организовывал популярные в городе литературно-художественные вечера.
Вера Комиссаржевская также жила тогда в столице. Продолжая дружить с Марией Зилоти, она часто гостила в семье близких родственников Зилоти и Рахманиновых - Прибытковых. Здесь Вера снова встретилась с Сергеем, который пригласил ее участвовать в его концертах и театральных постановках. Именно в труппе Сергея Зилоти Вера Федоровна в 1889 году впервые вышла на сцену - в одноактной пьесе Гнедича «Горящие письма».
Так начался профессиональный путь актрисы. Об этом факте редко упоминается, и в большинстве жизнеописаний годом дебюта актрисы называют 1891-й, когда в «Обществе искусства и литературы» в спектакле «Плоды просвещения» Вера под псевдонимом Комина сыграла роль Бетси.
Комиссаржевская выступала в провинции, например, в Новочеркасске у антрепренера Николая Синельникова в 1893 году она играла в спектакле «Честь» Германа Зудермана. Выходила на сцену и в обеих столицах, став лучшей и известной исполнительницей романтических ролей. Но именно - после дебюта у Зилоти.
В 1896 году Вера окончательно обустроилась в Петербурге. В начале апреля она выступила на сцене Александринского театра в роли Рози в спектакле «Бой бабочек». «Дебют прошел блистательно», - писала она Марии Зилоти. По свидетельству современников, «царица» Александринки Савина говорила знакомым о Комиссаржевской: «Пойдите посмотрите эту актрису, это редкая актриса...».
«Как чествовали вчера госпожу Комиссаржевскую, так чествуют только воина-героя, любимого писателя, уважаемого профессора, заслуженного общественного деятеля», - писала одна из газет после ее бенефиса.
Но Вера Федоровна вскоре покинула императорскую сцену. Ей хотелось свободы, душа тосковала о любви... Недолгое сотрудничество с Мейерхольдом и страстный роман с Валерием Брюсовым - вот вехи следующих ее мятущихся лет. Роман был недолгим, их переписка полна нежности и лиризма. «...Сейчас во всем мире один мне нужен ты. Не ты - твои глаза, которые выслушают меня, пусть молча. Ты придешь, услышишь слово и уйдешь... Я жду», - писала она поэту.
Она мечтала создать собственный театр, «театр души», где говорилось бы «только о вечном». Денег для этого не было, и Вера Федоровна отправилась в большое турне: сначала Америка, потом Сибирь и Дальний Восток.
В 1904 году она открыла свой театр в Петербурге. Однако и наличие собственной труппы не приблизило ее к осуществлению мечты. Она продолжала искать, металась и терзалась, загорелась новой мечтой - создать театральную школу. Перед этим отправилась в Ташкент на гастроли, которые оказались последними в ее жизни. Заразившись черной оспой, Вера Федоровна слегла, невероятно страдала и быстро угасла.
За несколько дней до кончины, увидев во сне Антона Чехова, она сказала: «Хорошее предзнаменование». Актриса скончалась 10 (23) февраля 1910 года в возрасте 45 лет. По ее просьбе в первый же час после смерти были сожжены хранимые ею письма.
Ненадолго пережил ее и Сергей Зилоти. Он женился, получил звание генерал-майора по Адмиралтейству, затем - генерал-лейтенанта флота, что соответствует званию вице-адмирала. Зилоти погиб 10 октября 1914 года на Первой мировой войне. Ему было 52 года.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 206 (6559) от 01.11.2019 под заголовком «Горящие письма».
Комментарии