Город Ленина против Петербурга. В 1928 году на экраны города вышла новая лента режиссера Всеволода Пудовкина

Московская премьера фильма «Конец Санкт-Петербурга» состоялась в декабре 1927 года — к 10‑летию Октябрьской революции, а спустя месяц он появился в Ленинграде. Его показали в недавно открытом «Великане», в уже переименованной в «Октябрь» бывшей «Паризиане» и в других залах. Эту картину считают одним из шедевров раннего советского историко-революционного кинематографа.

Город Ленина против Петербурга. В 1928 году на экраны города вышла новая лента режиссера Всеволода Пудовкина | ФОТО Pixabay

ФОТО Pixabay

Почти одновременно с лентой Пудовкина на экраны вышли произведения других мастеров немого советского киноавангарда — «Октябрь» Сергея Эйзенштейна, снятый в нашем городе и вошедший во все мировые хрестоматии кино, «Звенигора» и «Арсенал» ­Александра Довженко, «Обломок империи» Фридриха Эрмлера.

Свою революционную драму Пудовкин поставил на московской кинофабрике «Межрабпом-Русь» (после войны она получила имя Максима Горького). На этой студии родились «Аэлита» и «Закройщик из Торжка».

Фильм немой, все реплики — в титрах. Одна из них звучит патетически: «Нет Санкт-Петербурга, есть город Ленина!». Разумеется, драматургу и киносценаристу Натану Зархи, написавшему сценарий, и в голову не могло прийти, что через шесть десятилетий город вновь обретет свое исконное имя…

Сюжет картины: простоватый деревенский парень Иван Чувелев отправляется на заработки в столицу. Участвует в забастовке, по наивности становится ­штрейкбрехером, по недомыслию выдает своих земляков, организовавших стачку. Тюрьма, германский фронт, общение с большевиками ввергают его в пучину октябрьских событий 1917 года…

Фильм Пудовкина полон аллегорий и символов, позднее питавших целые поколения художников и литераторов: статуи на крыше Зимнего, разведенные пролеты Дворцового моста, между которыми высится Петропавловка (этот план и сегодня любят операторы и фотографы), залп «Авроры», матросы, крест-накрест ­перепоясанные пулеметными лентами. Грозовые тучи над крепостью, гранитные бастионы, булыжная мостовая (орудие пролетариата!), незыблемый городовой на фоне Охтинского моста, буржуи, пролетарии.

Есть в фильме «Конец Санкт-Петербурга» и талантливая сцена, рождающая состояние тревожного ожидания (как говорят кинематографисты, «решенная в настроениях саспенса»). Застывшие в ожидании сигнала к штурму рабочие, пулемет на набережной канала, стволы корабельных орудий, словно позаимствованные у «Потемкина» Сергея Эйзенштейна, телеграфные провода, ­тревожные облака, вызывающие в памяти ледоход в «Матери» того же Пудовкина. Или дородные господа в пенсне и канотье, лихорадочно продающие и покупающие акции на фондовой бирже…

Фильм полон талантливых ­визуальных решений, автором которых был оператор Анатолий Головня: импрессионистические отражения грифонов в воде канала, арка Новой Голландии, ­Исаакий, изломанные лестничные марши, светотени, рефлексы… И, конечно, бронзовое «пугало» Александра III как символ ниспровергаемого мира. Монтаж придает этим образам жизнь, эмоциональное напряжение, ­художественную глубину.

«Если «Потемкина» я смотрел бессчетное количество раз, то на «Конец Санкт-Петербурга» я больше не ходил. Я его боялся», — признавался режиссер ­Фридрих Эрмлер.

В фильме снимались: Вера Барановская, ставшая после фильмов Пудовкина европейски известной, Серафима Бирман, сыгравшая позднее роль Ефросиньи Старицкой в «Иване Грозном» Эйзенштейна, Николай Хмелев, известный актер и режиссер МХТ, Владимир Оболенский, проживший огромную жизнь в кино и умерший за месяц до распада СССР в 1991 году, Сергей Комаров, которого многие запомнили по его последней работе в фантастическом шпионском триллере «Тайна двух океанов» (1955 – 1956 гг.) — роли ­профессора-океанолога. В небольших ролях германского офицера и солдата мелькнули Владимир Фогель и сам Всеволод Пудовкин.

В финале картины героиня Веры Барановской раздает вареные картофелины рабочим — участникам штурма Зимнего. Она медленно поднимается по Иорданской лестнице, впервые видя роскошь царских чертогов. Ей кажется, что жизнь теперь никогда не будет прежней. Прежний Санкт-Петербург пал, впереди — царство свободы и братства…

Немой фильм Пудовкина был ­озвучен музыкой Владимира Юровского — это был его дебют в кино. Ученик Николая Мясковского, он запомнился музыкой к фильмам «Василий Суриков» и «Дело № 306».

Несмотря на свое «заказное» идеологически мотивированное происхождение, «Конец Санкт-Петербурга» получился выразительным, полным ярких операторских и монтажных решений, что обеспечило ему заметное место в истории отечественного кино. Да и не только в истории.

В 1992 году для показа во Франкфурте восстановленной версии фильма отец и сын Шнитке написали к нему партитуру новой драматической музыки. По словам вдовы композитора Альфреда Шнитке Ирины, эта музыка в исполнении симфонического оркестра замечательным образом соединилась с изображением на огромном экране.

Лучшие очерки собраны в книгах «Наследие. Избранное» том I и том II. Они продаются в книжных магазинах Петербурга, в редакции на ул. Марата, 25 и в нашем интернет-магазине.

Еще больше интересных очерков читайте на нашем канале в «Дзен».



#фильм #кино #история

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 10 (7339) от 20.01.2023 под заголовком «Город Ленина против Санкт-Петербурга ».


Комментарии