Город Ленина против Петербурга. В 1928 году на экраны города вышла новая лента режиссера Всеволода Пудовкина
Московская премьера фильма «Конец Санкт-Петербурга» состоялась в декабре 1927 года — к 10‑летию Октябрьской революции, а спустя месяц он появился в Ленинграде. Его показали в недавно открытом «Великане», в уже переименованной в «Октябрь» бывшей «Паризиане» и в других залах. Эту картину считают одним из шедевров раннего советского историко-революционного кинематографа.

ФОТО Pixabay
Почти одновременно с лентой Пудовкина на экраны вышли произведения других мастеров немого советского киноавангарда — «Октябрь» Сергея Эйзенштейна, снятый в нашем городе и вошедший во все мировые хрестоматии кино, «Звенигора» и «Арсенал» Александра Довженко, «Обломок империи» Фридриха Эрмлера.
Свою революционную драму Пудовкин поставил на московской кинофабрике «Межрабпом-Русь» (после войны она получила имя Максима Горького). На этой студии родились «Аэлита» и «Закройщик из Торжка».
Фильм немой, все реплики — в титрах. Одна из них звучит патетически: «Нет Санкт-Петербурга, есть город Ленина!». Разумеется, драматургу и киносценаристу Натану Зархи, написавшему сценарий, и в голову не могло прийти, что через шесть десятилетий город вновь обретет свое исконное имя…
Сюжет картины: простоватый деревенский парень Иван Чувелев отправляется на заработки в столицу. Участвует в забастовке, по наивности становится штрейкбрехером, по недомыслию выдает своих земляков, организовавших стачку. Тюрьма, германский фронт, общение с большевиками ввергают его в пучину октябрьских событий 1917 года…
Фильм Пудовкина полон аллегорий и символов, позднее питавших целые поколения художников и литераторов: статуи на крыше Зимнего, разведенные пролеты Дворцового моста, между которыми высится Петропавловка (этот план и сегодня любят операторы и фотографы), залп «Авроры», матросы, крест-накрест перепоясанные пулеметными лентами. Грозовые тучи над крепостью, гранитные бастионы, булыжная мостовая (орудие пролетариата!), незыблемый городовой на фоне Охтинского моста, буржуи, пролетарии.
Есть в фильме «Конец Санкт-Петербурга» и талантливая сцена, рождающая состояние тревожного ожидания (как говорят кинематографисты, «решенная в настроениях саспенса»). Застывшие в ожидании сигнала к штурму рабочие, пулемет на набережной канала, стволы корабельных орудий, словно позаимствованные у «Потемкина» Сергея Эйзенштейна, телеграфные провода, тревожные облака, вызывающие в памяти ледоход в «Матери» того же Пудовкина. Или дородные господа в пенсне и канотье, лихорадочно продающие и покупающие акции на фондовой бирже…
Фильм полон талантливых визуальных решений, автором которых был оператор Анатолий Головня: импрессионистические отражения грифонов в воде канала, арка Новой Голландии, Исаакий, изломанные лестничные марши, светотени, рефлексы… И, конечно, бронзовое «пугало» Александра III как символ ниспровергаемого мира. Монтаж придает этим образам жизнь, эмоциональное напряжение, художественную глубину.
«Если «Потемкина» я смотрел бессчетное количество раз, то на «Конец Санкт-Петербурга» я больше не ходил. Я его боялся», — признавался режиссер Фридрих Эрмлер.
В фильме снимались: Вера Барановская, ставшая после фильмов Пудовкина европейски известной, Серафима Бирман, сыгравшая позднее роль Ефросиньи Старицкой в «Иване Грозном» Эйзенштейна, Николай Хмелев, известный актер и режиссер МХТ, Владимир Оболенский, проживший огромную жизнь в кино и умерший за месяц до распада СССР в 1991 году, Сергей Комаров, которого многие запомнили по его последней работе в фантастическом шпионском триллере «Тайна двух океанов» (1955 – 1956 гг.) — роли профессора-океанолога. В небольших ролях германского офицера и солдата мелькнули Владимир Фогель и сам Всеволод Пудовкин.
В финале картины героиня Веры Барановской раздает вареные картофелины рабочим — участникам штурма Зимнего. Она медленно поднимается по Иорданской лестнице, впервые видя роскошь царских чертогов. Ей кажется, что жизнь теперь никогда не будет прежней. Прежний Санкт-Петербург пал, впереди — царство свободы и братства…
Немой фильм Пудовкина был озвучен музыкой Владимира Юровского — это был его дебют в кино. Ученик Николая Мясковского, он запомнился музыкой к фильмам «Василий Суриков» и «Дело № 306».
Несмотря на свое «заказное» идеологически мотивированное происхождение, «Конец Санкт-Петербурга» получился выразительным, полным ярких операторских и монтажных решений, что обеспечило ему заметное место в истории отечественного кино. Да и не только в истории.
В 1992 году для показа во Франкфурте восстановленной версии фильма отец и сын Шнитке написали к нему партитуру новой драматической музыки. По словам вдовы композитора Альфреда Шнитке Ирины, эта музыка в исполнении симфонического оркестра замечательным образом соединилась с изображением на огромном экране.
Лучшие очерки собраны в книгах «Наследие. Избранное» том I и том II. Они продаются в книжных магазинах Петербурга, в редакции на ул. Марата, 25 и в нашем интернет-магазине.
Еще больше интересных очерков читайте на нашем канале в «Дзен».
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 10 (7339) от 20.01.2023 под заголовком «Город Ленина против Санкт-Петербурга ».
Комментарии