«Голова нехороша», — начертал Николай II на эскизе почтовой марки

Царь лично контролировал серию марок, посвященных отмечавшемуся в 1913 году трехсотлетию царствования Дома Романовых.

«Голова нехороша», — начертал Николай II на эскизе почтовой марки | Художник Евгений Лансере использовал в дизайне почтовой марки орденскую символику./Репродукция. ФОТО автора

Художник Евгений Лансере использовал в дизайне почтовой марки орденскую символику./Репродукция. ФОТО автора

Как отмечают историки-филате­листы, до выхода в свет этой серии у российской школы почтового дизайна не было опыта подготовки коммеморативных, то есть памятных, юбилейных марок. К проекту государственной важности были привлечены участники художест­венного объединения «Мир искусства» Иван Билибин, Евгений Лансере, а также художественный директор Экспедиции заготовления государственных бумаг Рихард Зарриньш. Им было поручено разработать проекты марок и отобрать для воспроизведения на них портреты российских монархов, наиболее точно отображающих их внешность.

Для выполнения гравюр с оригиналов художников были приглашены высококлассные граверы — профессор Императорской академии художеств Петр Ксидиас, график Федор Лундин, а также австрийский мастер Фердинанд Ширнбек, имевший опыт участия в выпуске марок Австро-Венгрии, посвященных 80‑летию императора Франца-Иосифа.

В результате кропотливой работы было создано 17 почтовых миниатюр достоинством от 1 копейки до 5 руб­лей. Четырнадцать марок воспроизводили портреты представителей династии Романовых, три — виды царских резиденций в Петербурге и Москве. В качестве образцов художники использовали не огромные живописные полотна, а небольшие произведения искусства, которые были ближе по графическому исполнению. Исключение составляли портреты Александ­ра III и Николая II: для их воспроизведения использовали фотографии.

Работу контролировали на самом высшем уровне. Премьер-министр Петр Столыпин лично представлял Николаю II проекты рисунков марок, тот просматривал подготовленные материалы и делал замечания. Как правило, его все устраивало. Исключением стал выполненный Евгением Лансере эскиз марки номиналом 35 копеек, посвященной императору Павлу Петровичу. Рисунок был утвержден царем только со второго раза — в ноябре 1910 года.

Сам Николай II был изображен на трех марках — номиналами 7 копеек, 10 копеек и 5 рублей. Был использован один и тот же фотопорт­рет, запечатлевший царя в парадной форме капитана 1‑го ранга. Эскиз одной из марок с его собственным портретом царю поначалу не понравился, о чем свидетельствовала его резолюция: «Нехорошо»…

Подготовительные материалы к изданию «царской серии» были ­собраны в четыре альбома в сафьяновых переплетах, которые 21 февраля 1913 года, в первый день празднования юбилея династии Романовых, преподнес царю начальник Главного управления почт и телеграфов Михаил Севастьянов. Это были проекты и эссе, пробные корректурные оттиски на различных стадиях гравировки, печатные пробы портретов и рамок в различной цветовой гамме.

Николай II очень дорожил этим подарком. В числе прочих ценных семейных реликвий он взял его в тобольскую ссылку. После гибели царской семьи коллекция неведомыми путями попала в Ригу. Там она оказалась в руках торговца марками Георга Йегера, который в 1926 году выставил ее на аукционе в Нью-Йорке. Впоследствии она не раз переходила из рук в руки, в 1979 году ее владельцем стал живший в Швейцарии знаток российской филателии Станислав Збигнев Микульский.

В Россию коллекция вернулась спустя полтора десятка лет: она была приобретена по решению правительства и была принята на хранение в основной фонд Государственной коллекции знаков почтовой оплаты, хранящейся в Центральном музее связи имени А. С. Попова.


#марки #царь #Романовы

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 181 (7510) от 27.09.2023 под заголовком «Царская коллекция».


Комментарии