За подписью «Н. К.». Финансовые этюды контр-адмирала Копытова

Брошюра «Бедны ли мы?» увидела свет в конце 1887 года, в подзаголовке значилось: «финансовый этюд». Год спустя появилась еще одна публикация того же автора, скрывавшегося под инициалами «Н. К.», — «Учетный процент Государственного банка». В ней утверждалось: «…требуется совершенная перемена направления банковой деятельности, так как ныне принятая, как подтверждает опыт, — не дает тех плодов, которые стране были бы желательны, для поднятия ее благосостояния».

За подписью «Н. К.». Финансовые этюды контр-адмирала Копытова | Портрет вице-адмирала Николая Копытова кисти художника Петра Бажанова, мастера портрета и морского пейзажа, находится в коллекции Центрального военно-морского музея имени императора Петра Великого./Репродукция. ФОТО автора

Портрет вице-адмирала Николая Копытова кисти художника Петра Бажанова, мастера портрета и морского пейзажа, находится в коллекции Центрального военно-морского музея имени императора Петра Великого./Репродукция. ФОТО автора

Что же касается «финансового этюда», то в нем заинтересовавшиеся могли прочитать такие строки: «Единственные, у нас обращающиеся, бумажные деньги, обесцененные до невозможности заграницею, порождают колоссальные и самые разнообразные экономические бедствия, вызывающие собою вопрос: не бедны ли мы, если наши денежные затруднения так… велики? Они вынуждают нас отдавать и без того сравнительно дешевое наше сырье почти за полцены и платить чуть не вдвое дороже за сырье и произведения промышленности иностранной… Обесценение бумажных денег объясняется прежде всего плохим состоянием нашего финансового хозяйства — расстройством финансов».

Если бы оба труда принадлежали перу какого‑либо экономиста или политика, то удивляться было бы нечему. Но инициалы «Н. К.» скрывали имя Николая Васильевича Копытова, в начале 1888 года ставшего вице-адмиралом и старшим флагманом Балтийского флота.

Это был тот самый Копытов, выступивший в Императорском Русском техническом обществе 18 декабря 1885 года с докладом о выгоднейшем направлении магистральной и непрерывной Всероссийской великой восточной железной дороги. Этому вопросу была посвящена и работа «Н. К.» под названием «Петербург — Владивосток», изданная несколько позже.

…Родился герой нашего повествования 5 (17) июля 1833 года в Петербурге в семье титулярного советника Василия Николаевича Копытова, в недавнем прошлом — морского офицера, участника Наваринского сражения 1827 года. Тот определил сына в морскую роту Александровского кадетского корпуса, затем он учился Морском кадетском корпусе. Став в 1852 году мичманом, был назначен в 11‑й флотский экипаж.

Во время Крымской войны мичман Копытов служил на кораблях «Императрица Александра» и «Константин», защищавших Кронштадт от возможного нападения англо-французского флота. Спустя несколько лет, уже лейтенантом, участвовал в дальневосточном походе Океанской эскадры. Впереди было еще несколько морских походов, командование корветом «Гридень» в Тихом океане, возвращение в Кронштадт…

Затем начальство предложило ему вновь отправиться на Дальний Восток, чтобы продолжить службу в Амурской флотилии. Копытов посчитал это несправедливым и в результате конфликта с начальством был уволен со службы в марте 1863 года.

Так бы, пожалуй, и завершилась его морская карьера, если бы вскоре управляющему Морским министерством вице-адмиралу Николаю Краббе не стала известна идея отставного офицера: отправить в морской поход эскадру русского флота — с тем, чтобы противодействовать Англии, которая использовала восстание в Польше для мощного политического нажима на Россию.

Эта идея легла в основу плана, который, как известно, был блестяще реализован: русское правительство по предложению Николая Краббе послало к берегам Северной Америки две эскадры — из Балтийского моря (в Нью-Йорк) и Тихого океана (в Сан-Франциско). Направляясь в эти порты, русские корабли создавали на океанских коммуникациях реальную угрозу как для английской торговли, так и для британской помощи Конфедерации южных штатов: как раз в это время в США шла гражданская война.

Известие о неожиданном сосредоточении двух русских эскадр в американских портах весьма впечатлило торговые круги Англии, и ее правительство сделало определенные выводы… После подавления восстания в Польше обе эскадры в 1864 году покинули американские берега.

Что же касается Копытова, то он еще в 1863 году был восстановлен на службе в прежнем звании капитан-лейтенанта и назначен командиром фрегата «Пересвет», на котором в 1863 – 1865 годах в составе эскадры контр-адмирала Стапана Лесовского совершил переход из Кронштадта в Америку. Затем он командовал строящимся фрегатом «Адмирал Чичагов», броненосной батареей «Первенец», фрегатом «Дмитрий Донской» и броненосным фрегатом «Адмирал Спиридов».

Впоследствии Копытов, уже капитан 1‑го ранга, служил морским агентом в Лондоне. Очевидно, он проявил себя наилучшим образом, поскольку в феврале 1876 года был назначен капитаном «над Петербургским портом». В течение нескольких лет службы на этом посту он приобрел репутацию весьма требовательного администратора.

В 1882 году Николай Васильевич был произведен в контр-адмиралы и назначен на Дальний Восток. «Мы ужасно волновались в ожидании прибытия нового начальника эскадры, боясь, что он поднимет флаг у нас. Новый адмирал давно уже заслужил репутацию очень строгого и требовательного начальника; с первых шагов его приезда все затрепетало и затихло», — вспоминал о Копытове контр-адмирал Всеволод Руднев, геройский командир крейсера «Варяг», в начале 80‑х годов XIX века служивший на крейсере «Африка».

Последняя флотская должность, которую занимал Копытов более семи лет, — главный командир Черноморского флота и портов. Он приложил немало сил, чтобы сделать возрождавшийся флот грозной силой. Как отмечалось в секретном «Обзоре деятельности Морского ведомства…», Черноморский флот пополнился судами, в боевом отношении превосходившими турецкий…

В 1900 году увидела свет последняя брошюра, подписанная «Н. К.». Называлась она «Мысли о упрочении европейского мира». За двадцать лет до учреждения Лиги Наций Николай Копытов обосновал необходимость создания международной межправительственной организации и даже определил некоторые возможные методы ее действий.

На следующий год вице-адмирала не стало. На его отпевании в соборе Св. Спиридония в Главном Адмиралтействе присутствовал Николай II, похоронили Копытова на Смоленском православном кладбище.

На его могиле установили сохранившийся по сей день памятник работы мастера М. Ф. Крутикова: он представляет белое металлическое полотнище с синим Андреевским крестом, лежащее на высоком утесе; рядом с ним возвышается еще более высокий крест… В Российском государственном архиве ВМФ хранится немало документов о жизни и деятельнос­ти Николая Копытова. Личность его требует детального изучения и издания специальной монографии.


#брошюра #этюд #финансы

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 173 (7502) от 15.09.2023 под заголовком «За подписью «Н. К.»».


Комментарии