Гофмейстер давал бал. История особняка Нейдгардта на Кирочной улице
Представительный облик этого здания, напоминающего усадебный дом эпохи Елизаветы Петровны, сразу же бросается в глаза. Богато украшенный особняк выигрышно выглядит на скромном непритязательном фоне рядовой застройки.
Маленький дворец приютился в окружении доходных домов неподалеку от Таврического сада. ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА
Этот трехэтажный на высоком подвале дом был построен в 1910 - 1911 годах по проекту гражданского инженера Ивана Ильича Бургазлиева для члена Государственного совета, действительного статского советника, гофмейстера Алексея Борисовича Нейдгардта, состоявшего в родстве сразу с двумя российскими министрами. Одна его сестра, Ольга, была замужем за председателем Совета министров П. А. Столыпиным, вторая, Анна, - за министром иностранных дел С. Д. Сазоновым, а его брат Дмитрий заседал в Сенате.
Особняк А. Б. Нейдгардта - интересный образец неоклассицизма. Искусствоведы называют три источника, которыми вдохновлялись поборники этого стиля: русское барокко, русский классицизм и итальянское Возрождение. Их мотивы могли сочетаться в различных вариантах. Поэтому и в фасадах и интерьерах особняка А. Б. Нейдгардта можно найти мотивы разных исторических эпох...
В феврале 1914 года хозяин особняка дал по случаю новоселья грандиозный бал, на который, по утверждению «Петербургского листка», съехался весь свет столицы. Здесь были сестры хозяина особняка, а также княгини Волконская, Гагарина, Урусова, Мещерская, Кантакузен, Шервашидзе; графини Сумарокова-Эльстон, Граббе, Уварова; баронесса Мейендорф. Все эти знатные дамы приехали с дочерьми - ведь кавалерами на этом балу были завидные женихи, офицеры-кавалергарды, конногвардейцы, гусары...
«Недавно отстроенный особняк на Кирочной чрезвычайно красив и стилен, - сообщалось в газете. - По белой мраморной лестнице гости входят в анфиладу комнат, наполненных всевозможными предметами искусства. Очень эффектна белая зала для танцев в стиле «ампир». Чудная столовая отделана в стиле «ренессанс». Повсюду кусты сирени, тропические растения...» Танцевавшие дамы и барышни получили подарки - фарфоровых слоников, шелковые шарфы - и долго не хотели расходиться: «Вечер был настолько удачен, что молодежь с трудом покидала гостеприимный дом, и разъезд начался только на рассвете»...
Дальнейшая судьба владельца особняка и некоторых его домочадцев, увы, печальна. После Февральской революции семейство Нейдгардтов обосновалось в своем имении в Нижегородской губернии. 7 июня 1918 года А. Б. Нейдгардт, придерживавшийся монархических взглядов, совместно со священнослужителями Нижнего Новгорода подписал воззвание к пастве с призывом протестовать против закрытия православных храмов, монастырей и конфискации церковного имущества. Вскоре все подписавшие это воззвание были арестованы, обвинены в призыве к контрреволюционной деятельности и расстреляны. Причем вместе с А. Б. Нейдгардтом казнили его сына и одну из дочерей.
В 1991 году Алексей Борисович Нейдгардт был реабилитирован, а в 2000 году его как мученика прославил в лике святых Архиерейский собор Русской православной церкви.
Что же касается особняка на Кирочной, то в нем сейчас находятся жилые квартиры. «Все, кроме одной, принадлежат одной семье, в одной из квартир действует свадебный салон, - рассказал краевед Федор Грибков, который проводит экскурсии по интерьерам этого здания. - Сохранилась мраморная парадная лестница невероятно завораживающего вида, украшенная колоннами, вазами, гирляндами и барельефами. Лестничные марши словно нанизаны на цилиндрическую лифтовую шахту, похожую на гигантскую белоснежную колонну. В квартирах же оригинальные интерьеры столетней давности почти утрачены».
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 230 (6583) от 06.12.2019 под заголовком «Гофмейстер давал бал...».
Комментарии