Глядя из крепости. Музей истории Санкт-Петербурга меняет экспозицию

В восприятии горожан и гостей города экспозиция в Комендантском доме Петропавловской крепости - «История Санкт-Петербурга - Петрограда. 1703 - 1918 гг.» - главная, основная, дающая четкую, достоверную и истинную картину возникновения и развития северной столицы. Раз в Комендантском доме так рассказано - значит так оно и было. Но это не значит, что экспозиция всегда неизменна. Одна часть музея, посвященная XIX - началу ХХ века, была кардинально реформирована еще к 300-летию Петербурга, другая - о предыстории невских земель, основании города и его жизни в XVIII веке - не менялась на протяжении почти полувека. Нынешней весной ее все-таки разобрали, чтобы она уступила место новой, которая появится в декабре 2020 года. О происходящих переменах нам рассказал заместитель директора Государственного музея истории Санкт-Петербурга Сергей КАЛЮЖИН.

Глядя из крепости. Музей истории Санкт-Петербурга меняет экспозицию | ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

- Сергей Эдуардович, с чем связаны эти изменения?

- На самом деле обновить экспозицию, посвященную XVIII веку, следовало еще в начале 2000-х годов, однако тогда это дело решили отложить на потом. Вот теперь время и подошло. Судите сами: с той поры, как в 1975 году открылся музей в Комендантском доме, очень многое изменилось: не только идеологические ориентиры страны, но и представления ученых, историков и краеведов о вехах развития города.

В советские годы наибольшее внимание, разумеется, уделялось революционной теме, узникам Петропавловской крепости. Центральным моментом был суд над декабристами, который происходил в этом здании. И на экскурсии нужно было обязательно процитировать классиков марксизма-ленинизма. Иными словами, политическая история явно превалировала над градостроительной и градоведческой. Даже в разделе, касавшемся истории приневских земель, были однозначно расставлены акценты: надо было подчеркнуть, что здесь с давних пор жили славянские племена, что это были исконно русские земли, показать роль Александра Невского в борьбе за них.

В этом не было особенного искажения истории, но те факты, которые не очень укладывались в концепцию, оставались в тени. К 2003 году, когда отмечалось 300-летие города, половина экспозиции была обновлена...

- В каком-то смысле деидеологизирована?

- Можно и так сказать. Из нее почти полностью исчезли упоминания о рабочих кружках и революционной борьбе. Теперь рассказывается о градостроительстве, быте, образе жизни горожан, развитии инфраструктуры северной столицы.

Я ни в коей мере не имею ничего против декабристов, но в том же парадном зале в квартире коменданта крепости, третьего лица в нашем городе, судили не только их. Там проходили практически все верховные суды по делам знаменитых узников - и по Чернышевскому, и по Каракозову, и по Соловьеву (оба последних стреляли в Александра II). Вспоминая об этом, мы расширяем тему.

Так вот, после того как появилась новая экспозиция по XIX - началу ХХ века, которая, к слову, сегодня пользуется большой популярностью, стало очевидным, что она совершенно не сочетается с теми залами, которые оставались нетронутыми с 1975 года, где как раз и говорилось про XVIII век. Они все больше и больше отставали от требований времени - причем как по оформлению, так и по содержанию...

- Что вы имеете в виду?

- Когда мы огласили наши планы по реэкспозиции, то услышали возмущенные голоса некоторых наших экскурсоводов: мы привыкли, не трогайте, не надо покушаться на святое! Да, мы понимаем: когда делаешь что-то новое, предполагать, что получишь единодушное одобрение, не приходится. Так бы и город наш никогда не возник, если бы Петр не ломал устои...

Спешим успокоить: мы вовсе не пытаемся ничего ломать, не стремимся построить новое на осколках старого. Мы просто поставили перед собой задачу создать новую экспозицию, удовлетворяющую современным требованиям наших посетителей.

Предметы, разложенные в витринах под стеклом, сегодня уже мало кого удовлетворяют. Посетитель настроен на живое общение с экспозицией, насколько это возможно. Мы не говорим, что все должно быть интерактивно, но без этого тоже никак.

Кроме того, меняется время - меняются и трактовки, понимание исторических событий, о чем я уже говорил. Мы прекрасно понимаем ту степень ответственности, которая стоит перед нами как ведущим музеем по истории Петербурга. Поэтому наша задача - создать новую экспозицию на основе того, что есть, и сделать так, чтобы две части музея в Комендантском доме не отличались друг от друга, как день и ночь.

Целый научный отдел уже второй год занимается разработкой новой экспозиции. Мы прошли этапы обсуждения, концептуального понимания того, что будет там представлено. Сейчас в помещениях идет ремонт: их надо привести в состояние, соответствующее современным требованиям безопасности и музейного хранения.

- Что касается новых трактовок... История города ведь не может начинаться с 27 мая 1703 года?

- Разумеется. Справедливости ради скажу, что об истории приневских земель в музее говорилось и прежде. Всегда подчеркивалось, что Петербург был основан не на голом месте, и эти земли никогда не были пустынными, несмотря на знаменитую пушкинскую метафору. Здесь еще в IX веке проходила часть великого торгового пути «из варяг в греки». Значит, шла активная торговля, и люди благополучно жили на этом пути.

Шведские карты XVII века, когда эта территория по Столбовскому миру 1617 года отошла Швеции, отразили названия существовавших тут русских поселений - Преображенское, Кошкино, шведский город Ниен. Славяно-финско-шведское соседство и взаимное влияние на протяжении столетий способствовали формированию уникальной модели межэтнических связей. А в будущем оно послужило основой межкультурного многонационального «петербургского синтеза»...

А начинаться новая экспозиция будет с символов Петербурга. Герба, флага, гимна. Символических ключей от города, изготовленных в 1770 году, и ларца для их хранения, который находился когда-то в доме губернатора. И, кроме того, с рассказа о святых покровителях нашего города, что было совершенно невозможно в 1970-х годах.

Начнем мы со святого Петра, который, согласно библейскому преданию, получил ключи от рая. Своим небесным покровителем его считал Петр I, уверенный в том, что он сам завоевал символические ключи от Балтийского моря. Недаром тема ключей проходила красной нитью через всю русскую культуру XVIII века. Посмотрите на иконостас Петропавловского собора - сколько там изображений ключей! У Иисуса Христа, у апостола Петра, над Царскими вратами...

Второй святой покровитель нашего города - Андрей Первозванный. Кстати, частицы его мощей заложены в основание Петропавловского собора. Согласно преданию, апостол Андрей ходил проповедовать на восток и будто бы доходил до наших мест.

Третий святой покровитель - Александр Невский. Петр его специально «выбрал» в свой «пантеон», потому что считал своим предшественником: за пятьсот лет до него тот разбил шведов на невских берегах. Чтобы дать «искусственно» возникшему городу святого покровителя, сюда из Владимира были торжественно перевезены мощи Александра Невского - на то место, где, согласно легенде, произошла Невская битва. Так была основана Александро-Невская лавра.

Любопытно еще и то, что начиная с петровского времени появляется совсем иное, нежели до этого, изображение Александра Невского. Прежде его всегда изображали исключительно в монашеском одеянии: чувствуя приближение смерти, он принял схиму под именем Алексия.

- А для Петра было важно, что Александр Невский - дипломат и воин...

- Конечно, и его стали изображать в латах и горностаевой мантии, как и самого Петра I на парадных портретах...

Что же касается основания Петербурга, то мы, например, сделаем акцент на Первом Великом посольстве Петра, о чем в прежней экспозиции практически не было ни слова. А ведь Великое Посольство, в составе которого Петр посетил тогдашние ведущие европейские страны, - первопричина рождения в голове императора мысли о строительстве новой столицы, регулярной.

Мы покажем, как укреплялась новая столица. Ведь вначале она создавалась не как торговый город, а как крепость. Одним из главных направлений экспозиции должна быть история гвардии, ведь Петербург - гвардейский город.

Красной линией пройдет мысль о том, что победы русской армии под Нарвой, Полтавой и Выборгом дали возможность городу быстро развиваться. Нам сейчас не представить даже, что на сооружение Петропавловской крепости в первый год были привлечены двадцать тысяч рабочих, а уже через год их было в два раза больше. Для того времени подобный размах был просто немыслим!

Петр, как мне представляется, даже сам не мог предположить такого грандиозного масштаба развития города. Не зря он отверг проект Леблона - крепость, со всех сторон окруженную бастионами. Проект уже не удовлетворял стремительному развитию столицы. А после Северной войны замыслы Петра были еще амбициознее.

Мы хотим обратить внимание наших будущих посетителей на то, что тот же Петропавловский собор послужил образцом не только для Петербурга, но и для других городов России. Посмотрите, сколько церквей с колокольнями, увенчанными шпилями, было построено в то время...

- Планы достаточно обширные... Не «маловато ли королевство», чтобы развернуться?

- Вы правы, все темы, намеченные нами, очень трудно осветить в рамках ограниченного пространства. Реэкспозиции подлежат всего девять залов в Комендантском доме, включая те, которые будут посвящены символам города и допетровской истории.

Здесь, возможно, будет чуть-чуть меньше археологии, чем прежде, поскольку в каземате Государева бастиона мы развернули постоянно действующую экспозицию, посвященную раскопкам в крепости Орешек. В Невской куртине открыты залы, посвященные истории возникновения Петропавловской крепости, но, по сути, это летопись основания самого города. Там, кстати, можно увидеть макет той самой петровской дерево-земляной крепости, часть которой недавно обнаружили в Меншиковом бастионе. Вопрос к археологам - как сохранить обнаруженные деревянные части конструкции.

Так что рассказ о XVIII веке не исчерпывается только пространством Комендантского дома.

Прекрасно понимая, что в нем нам в любом случае будет тесно, мы готовим проект новой экспозиции в Прокурорском доме Петропавловской крепости, что напротив Великокняжеской усыпальницы. Совсем недавно мы освободили его от наших технических служб. Здесь мы хотим создать музей нового поколения, интерактивный, для разных целевых аудиторий, с открытыми дискуссионными площадками, посвященный градостроительству и урбанистике. Он расскажет о том, как развивался город, каким он мог бы быть, если бы были осуществлены все те проекты великих архитекторов, которые в разное время предлагались.

В каком-то смысле экспозиция на эту тему - наше возвращение к истокам. Позволю себе напомнить, что чуть больше ста лет назад, в 1918 году, мы начали свою деятельность как Музей города. То есть он изначально создавался не как краеведческий, а как градостроительный и градоведческий. И мы не только рассказываем об истории, но и транслируем опыт поколений, живших в нашем городе.

Ведь Петербург действительно принципиально отличается от городов, возникавших естественным путем. Он возник внезапно, спонтанно, волею одного человека - Петра Великого и создавался достаточно быстро. В своем росте он перепрыгивал через многие исторические этапы, ему порой не хватало времени для формирования городской культуры... Наша величайшая задача - донести до посетителей, что город не возник таким, какой он есть, сразу. Это стало результатом огромного труда, порой - самопожертвования...

Читайте также о том, как менялся облик Зимнего дворца в царское и советское время.

#Музей истории Петербурга #музей #экспозиция

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 093 (6446) от 27.05.2019.


Комментарии