Есть ли жизнь на Марсе? Александр Железняков – об этапах космической эры

Многие хорошо помнят: когда 12 апреля 1961 года по радио прозвучало сообщение о полете Юрия Гагарина в космос, произошло нечто невероятное. Люди стихийно выходили на уличные демонстрации, словно чувствуя собственную сопричастность к произошедшему. Но, выражая свой восторг, они едва ли отдавали себе отчет, что присутствуют при рождении новой эпохи: человек оторвался от Земли и начал осваивать Вселенную. Об этапах космической эры, тоже уже ушедших в прошлое, а также о том, насколько воплотились в жизнь принесенные ею ожидания, мы говорим с историком и популяризатором космонавтики Александром ЖЕЛЕЗНЯКОВЫМ.

Есть ли жизнь на Марсе? Александр Железняков – об этапах космической эры | Эта фотография из редакционного архива датирована 12 апреля 1961 года. И неважно, в каком городе был сделан снимок: всенародное ликование в тот день охватило всю страну.

Эта фотография из редакционного архива датирована 12 апреля 1961 года. И неважно, в каком городе был сделан снимок: всенародное ликование в тот день охватило всю страну.

– Александр Борисович, полет Гагарина действительно оказался для советских людей неожиданностью?

– На мой взгляд, не совсем. Советская пресса в течение года исподволь готовила к известию, что наш человек полетит в космос. В моем домашнем архиве хранится номер газеты «Смена» за 21 августа 1960 года, посвященный возвращению из космоса собак Белки и Стрелки. Один из заголовков гласил: «Скоро в космос полетит человек!»...

Вообще первая половина 1960-х годов была, наверное, самым оптимистичным периодом ХХ века, по крайней мере для нашей страны. Ужасы Великой Отечественной войны как будто немного позабылись, царила «оттепель». В октябре 1961-го на XXII съезде партии Никита Хрущев заявил, что к 1980 году в нашей стране будет построен коммунизм. После всех тяжелых испытаний в это очень хотелось верить. И первый полет человека в космос только добавил оптимизма.

После полета Гагарина главный конструктор космических систем Сергей Королев заявил, что скоро наши граждане будут летать в космос по профсоюзным путевкам. Шутка, конечно, но и правда казалось, что теперь нет ничего невозможного. Недаром ведь участники стихийных демонстраций 12 апреля буквально на коленях рисовали шутливые плакаты: «Хочу в космос!», «Чур, я второй!»...

В тот момент человечество перестало быть одним из биологических видов, коих много на Земле, а превратилось в космическую расу. Человек осознал, что космос – это его будущее, что ареал нашего обитания будет расширяться во Вселенную. Мы стали другими. Хотелось бы надеяться, что лучше, чем были.

– И вот прошло шестьдесят лет. Уже можно вести речь пусть не об итогах, но о каких-то результатах.

– Поначалу пилотируемая космонавтика развивалась очень интенсивно. Летали все чаще, полеты были все большей продолжительности и сложности. Если полет Юрия Гагарина длился всего 1 час 48 минут, то второй космонавт, Герман Титов, в августе 1961 года находился на орбите уже более суток. А в 1962 году состоялся первый групповой полет двух пилотируемых кораблей «Восток-3» и «Восток-4» еще большей продолжительности.

Забегая далеко вперед: в середине 1990-х годов российский космонавт Валерий Поляков находился в космосе 437 суток. Подобное достижение, вероятнее всего, удастся превысить только после начала межпланетных полетов...

В 1963 году в космос отправилась первая женщина – Валентина Терешкова, в следующем году состоялся первый полет многоместного корабля («Восход»). В 1965-м в открытый космос впервые вышел человек, им стал Алексей Леонов.

Обратите внимание: я все время употребляю слова «первый», «впервые». И это нормально: человечество осваивало космос, не имея никакого опыта. Это все равно как достичь горной вершины, пройдя новым маршрутом. Но любое покорение неизведанной вершины – дело опасное, чреватое жертвами.

Уже в 1967 году мир потрясли две трагедии, заставившие многое переосмыслить. В январе того года при проведении наземных тренировок погиб экипаж космического корабля «Аполлон-1», а в апреле при возвращении из космического полета произошла катастрофа космического корабля «Союз». Это не остановило продвижение в космос, но притормозило его...

– Наверняка значительным шагом в его освоении стал полет американцев на Луну в 1969 году. До сих пор многие наши соотечественники относятся к этому событию достаточно ревниво...

– Расстраиваться особо не стоит. Отечественная космонавтика выбрала для себя другие приоритеты. Пусть на Луне мы пока еще не побывали, но зато обогнали американцев в создании орбитальных станций. Первая из них, «Салют», начала действовать в 1971 году. В нашей стране сосредоточились именно на этом направлении, отложив на потом все остальные программы, в том числе и полеты космонавтов к другим планетам. В 1970-е годы на орбиту были выведены шесть советских станций, к которым были выполнены почти тридцать полетов пилотируемых кораблей.

Что касается американцев, то они, завершив полеты на Луну (последним к ней слетал «Аполлон-17» в декабре 1972 года), надолго, до 1981 года, прекратили отправку человека в космос. Они разрабатывали многоразовую систему «Спейс шаттл» и «размениваться» на другие программы не хотели. Проще говоря, даже американцам было не по карману вести параллельно несколько крупных космических проектов.

Они шли своим путем: планировали отказаться от одноразовых ракет и перейти на многоразовые системы. Также планировалось использовать потенциал «челноков» для создания в будущем крупных орбитальных станций, а также для запусков тяжелых космических обсерваторий и межпланетных станций. Первый шаттл «Колумбия» отправился в полет 12 апреля 1981 года.

Поначалу «челноки» продемонстрировали высокую эффективность. Они стартовали практически каждый месяц, доставляя в космос экипажи из пяти, шести, семи, даже восьми космонавтов. С их помощью на орбиту выводили тяжелые спутники различного назначения, межпланетные станции, научные аппараты. Правда, стоимость выведения полезной нагрузки в космос оставалась высокой, несмотря на первоначальные надежды, что она упадет.

Впрочем, эйфория вокруг шаттлов продолжалась недолго. В 1986 году при взлете потерпел катастрофу корабль «Челленджер», погибли семь астронавтов. Эта трагедия заставила американцев пересмотреть свои планы и вновь вернуться к параллельному использованию одноразовых и многоразовых систем запуска...

В СССР также экспериментировали с многоразовыми системами: создали космический «челнок» «Буран». К сожалению, его судьба оказалась гораздо короче, чем у заокеанских собратьев. Он побывал в космосе только один раз. Хотя по своим техническим характеристикам значительно превосходил американские аналоги. Но задач, сопоставимых с его возможностями, в отечественной космонавтике для него не нашлось.

Зато в нашей стране продолжалось активное использование орбитальных станций. В 1986 году был запущен базовый блок станции нового поколения «Мир». В последующие годы комплекс дополнили новыми модулями. На станцию регулярно прибывали экспедиции, экипажи работали в космосе, сменяя друг друга. Росла продолжительность полетов. В 1987 – 1988 годах один из них длился целый год: его совершили Владимир Титов и Муса Манаров.

В этом отношении американцы нам проигрывали: их опыт ограничивался полетом станции «Скайлэб» в 1973 – 1974 годах. Все проекты по строительству нового «орбитального дома» в США продолжения не получили. Но в середине 1990-х годов появилась возможность поработать на российском «Мире». Так родилась программа «Мир – Шаттл». Для России это была возможность сохранить свою пилотируемую космонавтику, для США – приобрести опыт длительных космических полетов.

Всего в рамках программы состоялось девять полетов «челноков» к российскому орбитальному комплексу. Семь раз американцы входили в состав основных экспедиций и работали на борту вместе с нашими коллегами.

Именно программа «Мир – Шаттл» заложила основу грандиозной Международной космической станции (МКС). Ее развертывание началось в 1998 году, а с 2000 года она непрерывно эксплуатируется в пилотируемом режиме.

– Пилотируемая космонавтика не единственная сфера деятельности человека в космосе?

– Разумеется. Параллельно с ней происходит активное изучение Солнечной системы. Первые старты, естественно, состоялись в сторону Луны, вслед за ней – к Венере и Марсу. Нашей стране больше всего «везло» с Венерой. Туда были отправлены почти полтора десятка станций, выполнивших свою задачу. Несмотря на очень сложные условия, царящие под слоем венерианских облаков, станцию удалось посадить на поверхность планеты, изучить ее химический состав, исследовать ее атмосферу...

А вот американцы больше всего продвинулись в изучении Марса. За годы космической эры они смогли запустить, вывести на орбиту вокруг Красной планеты и посадить на ее поверхность более двух десятков аппаратов. Только сейчас ее изучают одновременно пять американских станций, в том числе три на ее поверхности. Правда, ответить на вопрос, есть ли жизнь на Марсе, пока так и не удалось.

Все дальше и дальше человек уходил от Земли, все глубже погружался в космос... В 1970-е годы в США были запущены четыре космических аппарата («Пионер-10», «Пионер-11», «Вояджер-1» и «Вояджер-2») для изучения внешних планет Солнечной системы и, при благоприятном стечении обстоятельств, межзвездного пространства. Свой полет они продолжают и сегодня.

В начале 1970-х годов первый космический аппарат был направлен к Меркурию – ближайшей к Солнцу планете Солнечной системы. Американский космический аппарат «Маринер-10» трижды изучал пышущую жаром поверхность планеты с пролетной траектории. Изучение Меркурия продолжили уже в XXI веке, а сейчас на пути к нему находится европейский межпланетный зонд «Бепи-Коломбо».

В 1980-е годы на ниву межпланетных космических исследований вступили Япония и страны Европы. В те годы был реализован масштабный проект по изучению кометы Галлея. Два аппарата отправила на свидание с небесной странницей наша страна, два – японцы, один – европейцы. Американцы исследовали комету с помощью ранее запущенных космических аппаратов. Впервые в мире удалось сфотографировать ядро кометы, изучить ее химический состав и ее атмосферу, получить новые данные об эволюции Солнечной системы.

В 1990-е годы расширился перечень «целей», к которым отправлялись межпланетные космические аппараты. К уже ставшими традиционными Луне, Венере и Марсу добавились Юпитер, Сатурн и кометы.

В последнее время в межпланетных исследованиях больше других преуспели китайцы. Особенно это касается их полетов по трассе Земля – Луна – Земля. Они освоили практически все технологии, которыми Россия и США овладели еще пятьдесят лет назад. За исключением пилотируемых полетов. Но смогли сделать и кое-что новое: два года назад на обратную сторону Луны был доставлен луноход «Юйту-2». Такого ни мы, ни американцы еще не делали. Вообще в настоящее время Поднебесная входит в тройку космических лидеров наравне с США и Россией, в чем-то даже опережая их...

Своим вниманием ученые не обходят даже астероиды. Японцам уже удалось доставить образцы грунта с одного из них, Рюгу. Аналогичная американская миссия с грунтом с астероида Бенну сейчас на пути домой.

– Удовлетворение научного любопытства, конечно, вещь хорошая. Но было бы странно вкладывать огромные средства в космические исследования, не получая взамен никакой практической отдачи...

– Конечно. Поэтому уже в первое десятилетие космической эры началось активное развертывание прикладных космических систем. В первую очередь, конечно, исходя из нужд министерств обороны, но кое-что «перепадало» и гражданским ведомствам. Еще в 1970-х годах благодаря таким прикладным системам в СССР удалось наладить устойчивую радиосвязь между Москвой и Дальним Востоком, по спутниковым снимкам стало возможным определять районы стихийных бедствий в Сибири.

Позже в СССР и США началось создание глобальных навигационных систем ГЛОНАСС и GPS, на геостационарной орбите появились метеорологические спутники, дополнившие собой низкоорбитальные спутниковые группировки, значительно увеличилось число спутников связи, появилось спутниковое телевидение. В эти же годы началось использование спутниковых систем в таких сферах, как спасение людей, терпящих бедствие (система КОСПАС-САРСАТ), прогнозирование стихийных бедствий, в том числе землетрясений. Данные со спутников дистанционного зондирования Земли стали использовать для поиска полезных ископаемых, в сельском хозяйстве, при строительстве гидроэлектростанций и во многих других сферах.

В последующие десятилетия на этот рынок были допущены коммерческие компании. В результате в дополнение к геостационарным спутникам связи прибавились низкоорбитальные спутниковые группировки для обеспечения мобильной связи (системы «Иридиум», «Глобалстар», «Гонец»). Любому пользователю в любой стране мира стало возможным заказать снимки любой точки земной поверхности в высоком разрешении.

На те же годы пришлось и вхождение в нашу повседневную жизнь спутникового телевидения. Космические аппараты помогли существенно улучшить телефонную связь не только между континентами, но и внутри отдельных стран. В США картографическую информацию, получаемую из космоса, стали активно применять даже в жилищном строительстве.

В последние два года новинками среди прикладных систем стали спутниковые группировки, предназначенные для широкополосного доступа в Интернет, для связи и для дистанционного зондирования Земли. Их развертывание только началось, а на орбите уже функционируют сотни таких космических аппаратов, и число их растет. Операторы этих спутников планируют в ближайшие годы «заселить» околоземную орбиту тысячами своих изделий...

Но все мы ждем того момента, когда к другим планетам отправится человек. Судя по всему, на Луну мы слетаем в течение ближайшего десятилетия, а вот визиты на другие планеты пока подождут.

– Во всяком случае космический туризм уже возник. Похоже, не так уж упомянутый вами Сергей Королев ошибался, говоря о путешествиях во Вселенную по профсоюзным путевкам...

– Речь о людях, оплативших стоимость своего путешествия и прошедших ускоренный курс подготовки к нему. Первым на борту российского корабля «Союз ТМ-32» в космос отправился американский миллионер Деннис Тито. Вслед за ним в космос стартовали еще шесть человек, в том числе один из них дважды. Госкорпорация «Роскосмос» уже заказала производство двух дополнительных кораблей под коммерческие запуски для туристов, причем управлять ими будет один профессиональный космонавт, а вот туристов будет двое.

Пока полеты космических туристов обеспечивала только российская космонавтика. Хотят присоединиться к этой практике и американцы, но это пока только в планах. Кстати, для своих туристов они планируют использовать частные корабли, да еще и без профессионального космонавта.

– Космос перестает быть делом государственным, начинается его коммерциализация?

– Да, США, Япония, Европейский союз, а теперь и Китай стали постепенно передавать некоторые сектора космической деятельности в руки частников. Сегодня этот список весьма широк и включает как пусковые услуги, так и пилотируемую космонавтику.

На мой взгляд, на частную космонавтику действительно основная надежда. Именно она ставит перед собой амбициозные задачи и задает общий вектор развития. Очень хочется надеяться, что в 2020-х годах нас ждет «прорыв». Ожидание новых свершений затянулось, но есть предпосылки к тому, что мы наконец-то сможем двинуться вперед в освоении Вселенной.

Вне всякого сомнения, появятся новые пилотируемые космические корабли. И летать они будут чаще. И космос станет для людей чуть-чуть доступнее. И на Луну мы слетаем, и на Марс, возможно, замахнемся.

Однако ради дальнейшего космического рывка необходимо заложить мощную техническую и технологическую основу, чего до сих пор не может себе позволить ни одна из стран. У человечества просто нет иного выхода, как объединиться, преодолев национальные, государственные и политические барьеры и разногласия.

Обратите внимание: когда в 2014 году США и Европа в связи с известными событиями ввели санкции против России, они не коснулись сотрудничества на орбите. Когда весной того года на «Байконуре» готовился запуск очередного российско-американского экипажа, на пресс-конференции космонавтам был задан вопрос: сказываются ли «земные» разногласия на отношениях в космосе? Наш пилот Максим Сураев хорошо сказал: «У нас нет никаких разногласий. Мы космонавты, мы – единое целое».

Лучшие очерки собраны в книгах «Наследие. Избранное» том I и том II. Они продаются в книжных магазинах Петербурга, в редакции на ул. Марата, 25 и в нашем интернет-магазине.

Еще больше интересных очерков читайте на нашем канале в «Яндекс.Дзен».

#космос #история #наследие

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 60 (6898) от 07.04.2021 под заголовком «Есть ли жизнь на Марсе?».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Мысль об Артабане. Как театрал Жихарев написал «галиматью» по совету Державина
09 Августа 2019

Мысль об Артабане. Как театрал Жихарев написал «галиматью» по совету Державина

Трагедия о коварном сборщике податей оказалась «смесью чуши с галиматьей, помноженных на ахинею»

Ретирадник с дверью сбоку. Как в Петербурге XIX века появились общественные туалеты
09 Августа 2019

Ретирадник с дверью сбоку. Как в Петербурге XIX века появились общественные туалеты

Сделать этот вроде бы простой шаг в направлении общественного благоустройства было не так легко.

Битва без победителей. Подлинные факты о сражении под Прохоровкой в 1943 году
07 Августа 2019

Битва без победителей. Подлинные факты о сражении под Прохоровкой в 1943 году

В знаменитом танковом сражении ни одна из сторон не выполнила поставленных задач. Но оно во многом определило исход Курской битвы.

Безлошадный царедворец. Что Макаренко писал о князе Кочубее
02 Августа 2019

Безлошадный царедворец. Что Макаренко писал о князе Кочубее

Известный советский педагог начинал свою учительскую карьеру с того, что служил репетитором в Диканьке - имении Кочубеев на Полтавщине.

Ангел над городом. Как создавали шпиль Петропавловского собора
02 Августа 2019

Ангел над городом. Как создавали шпиль Петропавловского собора

По этому рисунку Доминико Трезини был создан первый ангел, сгоревший при пожаре в 1756 году.

Признание после отказа. Почему петербургская публика не сразу оценила Федора Шаляпина
26 Июля 2019

Признание после отказа. Почему петербургская публика не сразу оценила Федора Шаляпина

Покорить город на Неве великому артисту удалось не с первого раза.

Азимуты Линдуловской рощи. Как в Ленинграде зародилось спортивное ориентирование
19 Июля 2019

Азимуты Линдуловской рощи. Как в Ленинграде зародилось спортивное ориентирование

У его истоков стоял преподаватель туризма ленинградец Владимир Добкович.

Гибель шведской империи: неизвестные факты о Полтавской битве
10 Июля 2019

Гибель шведской империи: неизвестные факты о Полтавской битве

Баталия похоронила великодержавные мечты Карла XII.

Здание с драконами и павлинами. История дома Тупикова на Литейном проспекте
28 Июня 2019

Здание с драконами и павлинами. История дома Тупикова на Литейном проспекте

При создании декоративного убранства фасадов зодчий словно бы совершенно забыл о практицизме, с головой погрузившись в мир волшебных сказок.

«Но и Дидло мне надоел». Как великий балетмейстер оказался в немилости
28 Июня 2019

«Но и Дидло мне надоел». Как великий балетмейстер оказался в немилости

Выдающийся хореограф и педагог в старости был отброшен, как надоевшая игрушка.

Битва при Рауту. Почему тихое место под Сосновом назвали «Долиной смерти»?
26 Июня 2019

Битва при Рауту. Почему тихое место под Сосновом назвали «Долиной смерти»?

Забытому трагический эпизод гражданской войны в Финляндии разыгрался здесь в конце зимы - весной 1918 года.

Роковая поездка. Как погибла балерина Лидия Иванова
21 Июня 2019

Роковая поездка. Как погибла балерина Лидия Иванова

«В ее танцах жил мятежный, вольный дух», - писала «Ленинградская правда».