Эшелоны с фашистами взлетали на воздух. Партизанская операция «Рельсовая война»

В помощь регулярным советским войскам в период Курской битвы в тылу врага 3 августа 1943 года была начата крупная партизанская операция - «Рельсовая война». В результате операции только в Белоруссии было подорвано 836 эшелонов и 3 бронепоезда. Пропускная способность железных дорог снизилась на 40%, что блокировало перегруппировку войск противника.

Эшелоны с фашистами взлетали на воздух. Партизанская операция «Рельсовая война» | Фото: Министерство Обороны РФ

Фото: Министерство Обороны РФ

План операции «Рельсовая война» был разработан под руководством знаменитого партизана-диверсанта Ильи Старинова. Массовые диверсии на железных дорогах должны были посеять панику в рядах противника и затормозить перегруппировку немецких армий в период Курской битвы. Операция способствовала успеху советского летнего наступления 1943 года.

Центральный штаб партизанского движения привлек к выполнению операции белорусских, ленинградских, калининских, смоленских, орловских и часть украинских партизан - 167 бригад и отдельных отрядов. Местные штабы и их представительства на фронтах определили участки и объекты действий каждому партизанскому формированию. Отряды обеспечивались взрывчаткой и минно-подрывной техникой, к ним были командированы инструкторы-подрывники. Только в июне 1943 года на партизанские базы было заброшено 150 тонн толовых шашек специального профиля, 156 тысяч метров огнепроводного шнура, 28 тысяч метров пенькового фитиля, 595 тысяч капсюлей-детонаторов, а также оружие и боеприпасы. Активно велась разведка железнодорожных коммуникаций.

Старт первому этапу новой стратегии, получившему название «Рельсовая война», был дан 3 августа 1943 года. Первая фаза операции завершилась блестяще, за первые сутки было совершено больше 38 тысяч подрывов железнодорожного полотна, переездов и мостов. Для усиления охраны своих коммуникаций, противник был вынужден снимать с фронта целые подразделения и перебрасывать их глубоко в тыл. Несмотря на усиление патрулирования, за полтора месяца советским партизанам удалось минимум на одну треть уменьшить поступающее противнику снабжение.

Операции, в которых участвовало около 100 тысяч партизан, развернулись в тыловых районах групп армий «Центр» и «Север» на огромном пространстве - протяженность по фронту около 1000 километров, в глубину 750 километров.

В ходе операции было подорвано около 215 тысяч рельсов, уничтожено более тысячи эшелонов с живой силой и боевой техникой врага, взорваны многие мосты и станционные сооружения. Особо значительные разрушения были произведены на участках Полоцк — Молодечно, Минск — Бобруйск, Лунинец — Калинковичи и Могилев — Жлобин. К осени оперативные перевозки противника сократились на 40 процентов. На некоторых железных дорогах движение было задержано на 3—15 суток, а магистрали Могилев — Кричев, Полоцк — Двинск, Могилев — Жлобин не работали весь август.

Немецкое командование было вынуждено использовать для подвоза рельсов 5000 платформ и сотни локомотивов, привлечь к охране железных дорог дополнительные силы. В течение некоторого времени организовать эффективное противодействие партизанам фашисты не могли. Позднее были организованы карательные экспедиции с отвлечением с линии фронта нескольких дивизий вермахта.

Лучшие очерки собраны в книгах «Наследие. Избранное» том I и том II. Они продаются в книжных магазинах Петербурга, в редакции на ул. Марата, 25 и в нашем интернет-магазине.

Еще больше интересных очерков читайте на нашем канале в «Яндекс.Дзен».


#железная дорога #партизаны #Великая Отечественная война

Комментарии