По образованию железнодорожник. Партизан-диверсант Илья Старинов
Легендарный советский диверсант Илья Григорьевич Старинов был не только бесстрашным практиком, но и известным теоретиком, профессором по ведению партизанской борьбы в тылу врага. По образованию железнодорожник он стал автором плана знаменитой операции «Рельсовая война», начатой партизанами во время Курской битвы. При этом только в Оперативно-учебном центре Западного фронта им было подготовлено свыше 1600 диверсантов.
Фото: Википедия / Добросовестное использование
Родился Илья Старинов 2 августа 1900 года в Орловской губернии и прожил долгую жизнь, успел отметить вековой юбилей. При этом прошел огни и воды трех войн – против фашизма в Испании, зимнюю Советско-Финскую кампанию 1939-1940 годов и Великую Отечественную.
В годы Гражданской войны Илья успел повоевать против Корнилова, Деникина и Врангеля. И в 1923 году был направлен на обучение в Ленинградскую школу военно-железнодорожных техников. После этого почти сразу стал готовить партизан-диверсантов, а также занимался разработкой и совершенствованием диверсионной техники в нескольких учреждениях НКВД.
В сентябре 1933 года Илья Старинов направляется на повышении квалификации - на учебу в Военно-транспортную академию. По окончании академии в мае 1935 года назначен заместителем военного коменданта станции Ленинград-Московская. Одновременно продолжает преподавательскую деятельность в Военно-транспортном институте.
В ноябре 1936 года Старинов отправляется в командировку в Испанию, где прошел путь от участия в диверсионной группы до советника 14-го партизанского корпуса численностью в 3000 человек, готовил крупные диверсионные операции. Акции испанских подрывников начались уже зимой 1936/37 годов. Используя полученную в транспортных учебных заведения квалификацию, Иван Старинов специализируется на взрывах транспортных и других коммуникаций.
Перед наступлением республиканских войск на Гранаду город был парализован серией взрывов на ГЭС и водопроводной сети. Следующий успех пришел в марте 1937 года, когда был обрушен железнодорожный туннель на участке Кордова—Пеньяройя. Это на несколько дней парализовало сообщение между участками фронта франкистских войск. Чуть позже поднял на воздух весь штаб итальянской авиационной добровольческой дивизии, присланной Муссолини в помощь Франко, взорвав железнодорожный состав. Еще одна успешная операция диверсантов Старинова – подрыв эшелона с элитной марокканской частью.
С началом Великой Отечественной войны Старинов ведет подготовку диверсантов-подрывников и сам разрабатывает диверсионные операции. На его счету самый известный в годы войны взрыв радиоуправляемой мины. По сигналу, отправленному Стариновым из Воронежа, 14 ноября 1941 года был взорван немецкий штаб в Харькове, в котором находился командир 68-й пехотной дивизии вермахта, начальник гарнизона генерал Георг Браун. В отместку за взрыв оккупанты повесили 50 и расстреляли 200 харьковчан.
В августе 1942 года был назначен на должность начальника Высшей оперативной школы особого назначения Центрального штаба партизанского движения под командованием главнокомандующего партизанским движением Климента Ворошилова. Школа готовила специалистов и командиров высшего класса, а также планировала операции и испытывала новую диверсионную технику. В сентябре 1942 года Старинов является помощником по диверсиям начальника Центрального штаба партизанского движения, а в апреле 1943 года переведен в Украинский штаб партизанского движения заместителем начальника, Тимофея Строкача, по диверсиям.
Под руководством Старинова был разработан и осуществлен план знаменитой операции «Рельсовая война», проведенной партизанами во время Курской битвы. В ходе этой операции, длившейся с 3 августа по 15 сентября 1943 года, только на территории Украины партизанами было произведено свыше 3500 диверсий на железных дорогах. Старинов дважды летал за линию фронта для координации действий. Эта операция способствовала успеху советского летнего наступления 1943 года. За годы Великой Отечественной войны под руководством Ильи Старинова было организовано 256 подрывов мостов и пущено под откос более 12 тысяч эшелонов противника.
С июня 1944 года Илья Старинов - начальник штаба советской миссии в Югославии, располагавшейся в Бухаресте. Там он занимается организацией взаимодействия между РККА и Национально-освободительной Армии Югославии. Несколько раз встречался и беседовал с маршалом Иосифом Тито. С февраля 1945 года назначается начальником оперативно-инженерной группы по разминированию автомобильных и железных дорог на территории Германии. День Победы встретил в Берлине.
В ноябре 1945 года Старинов - заместитель начальника 20-го управления железнодорожных войск Советской Армии во Львове. Проводит разминирование и восстановление железных дорог и принимает участие в борьбе с Украинской повстанческой армией.
После ухода в отставку продолжает преподавательскую деятельность. Ильей Григорьевичем Стариновым написаны несколько пособий по вопросам ведения партизанской войны, в том числе совершенно секретных.
Лучшие очерки собраны в книгах «Наследие. Избранное» том I и том II. Они продаются в книжных магазинах Петербурга, в редакции на ул. Марата, 25 и в нашем интернет-магазине.
Еще больше интересных очерков читайте на нашем канале в «Яндекс.Дзен».
Комментарии