Дыхание ветра. Как Алексей Ермолаев стал выдающимся танцовщиком своей эпохи

Весной 1926 года ГАТОБ, как тогда назывался Мариинский театр, объявил на своих афишах о выпускном спектакле - премьере балета «Талисман» Рикардо Дриго. Это произведение давно не ставили, оно было уже практически забыто, хотя до революции пользовалось большой популярностью. Главную партию в балете должен был исполнить выпускник Ленинградской хореографической школы Алексей Ермолаев. Спектакль был для него и экзаменом, и дебютом. Сразу после премьеры танцор был включен в труппу ГАТОБа солистом.

Дыхание ветра. Как Алексей Ермолаев стал выдающимся танцовщиком своей эпохи | Алексей Ермолаев в роли Вайю в балете Рикардо Дриго «Талисман». РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА

Алексей Ермолаев в роли Вайю в балете Рикардо Дриго «Талисман». РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА

Балет начинается сценой, когда группа девушек, «дочерей воздуха», застывает в покорно-почтительных позах, и вдруг под внезапное звучание резкой, напряженно-ритмической музыки буквально по воздуху над склонившимися танцовщицами проносится чья-то фигура. Мгновенье - и она скрывается за кулисами. Тут же на сцену в могучем прыжке вылетает юноша в восточном наряде. Его взлеты и прыжки усиливают напряжение действия, а пассажи оркестра будто наполняют сцену горячим дыханием ветра пустыни...

Так, с роли Вайю, бога ветра, или урагана, воспитанник выпускного класса Ленинградской хореографической школы Алексей Ермолаев начал сценический путь выдающегося танцовщика своей эпохи.

«Когда Ермолаев танцевал, праздник торжества искусства был не только в зале, для зрителей, но и для его коллег по сцене, - отмечала балетовед Татьяна Баженова. - Каждый раз он исполнял свою партию по-иному: не изменяя хореографического текста, Ермолаев вкладывал в танец сиюминутное состояние своей души. Это было то юношеское восхищение жизнью, людьми, искусством, то яростная ненависть к чему-то уродливому, отжившему...».

По воспоминаниям историка театра балетного критика Юрия Слонимского, «Ермолаев показал себя законченным и зрелым артистом. В «Талисмане» он сразу поразил всех характером своего полета. Чаще всего мы видели танцовщиков, напоминающих парящий в воздухе планер. Прыжок и полет Ермолаева были подобны движению мощного многомоторного летательного аппарата, так много было в них сосредоточенной и целеустремленной силы. Бог урагана Вайю и в самом деле нашел свое воплощение».

В классическом танце есть такой термин - «баллон», когда танцовщик сохраняет положение во время прыжка, на какое-то время как будто бы зависая в воздухе. Ермолаев, пожалуй, в свое время был единственным, кто исключительно и совершенно невероятно исполнял подобный трюк. Из танцоров прошлого необыкновенным «баллоном» отличался Вацлав Нижинский.

16-летний Ермолаев, выступая в ГАТОБе, занимался в том числе и с хореографом Петром Гусевым, который позже вспоминал о том, каким тот был остряком и юмористом, обожал розыгрыши, тонко и весьма ядовито высмеивал педагогов и особенно актеров театра. Пародии были злые и беспощадные, но точные, и действовали отрезвляюще... Особенно, по словам Гусева, были полезны ермолаевские пародии, касающиеся эпизодов подъема балерины партнером. Вместо сценки «носильщик и груз» они заставляли добиваться изящества и красивой пластики.

Между тем Ермолаев был еще и замечательным пианистом. Композитор Александр Глазунов, в 1920-х годах - директор ленинградской Консерватории, был поражен талантом Ермолаева и буквально умолял его поступить на фортепианное отделение Консерватории. Тот отказался...

Увы, Ермолаев выступал в Ленинграде недолго - всего четыре сезона. В 1930-м он переехал в Москву, в Большой театр, где танцевал с не меньшим успехом, пока не случилось несчастье: на одном из спектаклей он получил тяжелую травму.

Он смог преодолеть эту неприятность, впоследствии даже исполнил роль Тибальта в фильме-балете «Ромео и Джульетта». Но все-таки основной его деятельностью стало преподавание. Он воспитал плеяду блестящих танцовщиков: Владимира Васильева, Мариса Лиепу, Михаила Лавровского, Бориса Акимова, Владимира Тихонова; самым же любимым его учеником был Александр, Сашенька, Годунов, прославившийся ролями в балетных постановках и голливудских кинохитах...

Лучшие очерки собраны в книгах «Наследие. Избранное» том I и том II. Они продаются в книжных магазинах Петербурга, в редакции на ул. Марата, 25 и в нашем интернет-магазине.

Еще больше интересных очерков читайте на нашем канале в «Яндекс.Дзен».

#балет #история #театр #артисты

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 060 (6658) от 10.04.2020 под заголовком «Дыхание ветра».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Мысль об Артабане. Как театрал Жихарев написал «галиматью» по совету Державина
09 Августа 2019

Мысль об Артабане. Как театрал Жихарев написал «галиматью» по совету Державина

Трагедия о коварном сборщике податей оказалась «смесью чуши с галиматьей, помноженных на ахинею»

Ретирадник с дверью сбоку. Как в Петербурге XIX века появились общественные туалеты
09 Августа 2019

Ретирадник с дверью сбоку. Как в Петербурге XIX века появились общественные туалеты

Сделать этот вроде бы простой шаг в направлении общественного благоустройства было не так легко.

Битва без победителей. Подлинные факты о сражении под Прохоровкой в 1943 году
07 Августа 2019

Битва без победителей. Подлинные факты о сражении под Прохоровкой в 1943 году

В знаменитом танковом сражении ни одна из сторон не выполнила поставленных задач. Но оно во многом определило исход Курской битвы.

Безлошадный царедворец. Что Макаренко писал о князе Кочубее
02 Августа 2019

Безлошадный царедворец. Что Макаренко писал о князе Кочубее

Известный советский педагог начинал свою учительскую карьеру с того, что служил репетитором в Диканьке - имении Кочубеев на Полтавщине.

Ангел над городом. Как создавали шпиль Петропавловского собора
02 Августа 2019

Ангел над городом. Как создавали шпиль Петропавловского собора

По этому рисунку Доминико Трезини был создан первый ангел, сгоревший при пожаре в 1756 году.

Признание после отказа. Почему петербургская публика не сразу оценила Федора Шаляпина
26 Июля 2019

Признание после отказа. Почему петербургская публика не сразу оценила Федора Шаляпина

Покорить город на Неве великому артисту удалось не с первого раза.

Азимуты Линдуловской рощи. Как в Ленинграде зародилось спортивное ориентирование
19 Июля 2019

Азимуты Линдуловской рощи. Как в Ленинграде зародилось спортивное ориентирование

У его истоков стоял преподаватель туризма ленинградец Владимир Добкович.

Гибель шведской империи: неизвестные факты о Полтавской битве
10 Июля 2019

Гибель шведской империи: неизвестные факты о Полтавской битве

Баталия похоронила великодержавные мечты Карла XII.

Здание с драконами и павлинами. История дома Тупикова на Литейном проспекте
28 Июня 2019

Здание с драконами и павлинами. История дома Тупикова на Литейном проспекте

При создании декоративного убранства фасадов зодчий словно бы совершенно забыл о практицизме, с головой погрузившись в мир волшебных сказок.

«Но и Дидло мне надоел». Как великий балетмейстер оказался в немилости
28 Июня 2019

«Но и Дидло мне надоел». Как великий балетмейстер оказался в немилости

Выдающийся хореограф и педагог в старости был отброшен, как надоевшая игрушка.

Битва при Рауту. Почему тихое место под Сосновом назвали «Долиной смерти»?
26 Июня 2019

Битва при Рауту. Почему тихое место под Сосновом назвали «Долиной смерти»?

Забытому трагический эпизод гражданской войны в Финляндии разыгрался здесь в конце зимы - весной 1918 года.

Роковая поездка. Как погибла балерина Лидия Иванова
21 Июня 2019

Роковая поездка. Как погибла балерина Лидия Иванова

«В ее танцах жил мятежный, вольный дух», - писала «Ленинградская правда».