Дыхание ветра. Как Алексей Ермолаев стал выдающимся танцовщиком своей эпохи

Весной 1926 года ГАТОБ, как тогда назывался Мариинский театр, объявил на своих афишах о выпускном спектакле - премьере балета «Талисман» Рикардо Дриго. Это произведение давно не ставили, оно было уже практически забыто, хотя до революции пользовалось большой популярностью. Главную партию в балете должен был исполнить выпускник Ленинградской хореографической школы Алексей Ермолаев. Спектакль был для него и экзаменом, и дебютом. Сразу после премьеры танцор был включен в труппу ГАТОБа солистом.

Дыхание ветра. Как Алексей Ермолаев стал выдающимся танцовщиком своей эпохи | Алексей Ермолаев в роли Вайю в балете Рикардо Дриго «Талисман». РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА

Алексей Ермолаев в роли Вайю в балете Рикардо Дриго «Талисман». РЕПРОДУКЦИЯ. ФОТО АВТОРА

Балет начинается сценой, когда группа девушек, «дочерей воздуха», застывает в покорно-почтительных позах, и вдруг под внезапное звучание резкой, напряженно-ритмической музыки буквально по воздуху над склонившимися танцовщицами проносится чья-то фигура. Мгновенье - и она скрывается за кулисами. Тут же на сцену в могучем прыжке вылетает юноша в восточном наряде. Его взлеты и прыжки усиливают напряжение действия, а пассажи оркестра будто наполняют сцену горячим дыханием ветра пустыни...

Так, с роли Вайю, бога ветра, или урагана, воспитанник выпускного класса Ленинградской хореографической школы Алексей Ермолаев начал сценический путь выдающегося танцовщика своей эпохи.

«Когда Ермолаев танцевал, праздник торжества искусства был не только в зале, для зрителей, но и для его коллег по сцене, - отмечала балетовед Татьяна Баженова. - Каждый раз он исполнял свою партию по-иному: не изменяя хореографического текста, Ермолаев вкладывал в танец сиюминутное состояние своей души. Это было то юношеское восхищение жизнью, людьми, искусством, то яростная ненависть к чему-то уродливому, отжившему...».

По воспоминаниям историка театра балетного критика Юрия Слонимского, «Ермолаев показал себя законченным и зрелым артистом. В «Талисмане» он сразу поразил всех характером своего полета. Чаще всего мы видели танцовщиков, напоминающих парящий в воздухе планер. Прыжок и полет Ермолаева были подобны движению мощного многомоторного летательного аппарата, так много было в них сосредоточенной и целеустремленной силы. Бог урагана Вайю и в самом деле нашел свое воплощение».

В классическом танце есть такой термин - «баллон», когда танцовщик сохраняет положение во время прыжка, на какое-то время как будто бы зависая в воздухе. Ермолаев, пожалуй, в свое время был единственным, кто исключительно и совершенно невероятно исполнял подобный трюк. Из танцоров прошлого необыкновенным «баллоном» отличался Вацлав Нижинский.

16-летний Ермолаев, выступая в ГАТОБе, занимался в том числе и с хореографом Петром Гусевым, который позже вспоминал о том, каким тот был остряком и юмористом, обожал розыгрыши, тонко и весьма ядовито высмеивал педагогов и особенно актеров театра. Пародии были злые и беспощадные, но точные, и действовали отрезвляюще... Особенно, по словам Гусева, были полезны ермолаевские пародии, касающиеся эпизодов подъема балерины партнером. Вместо сценки «носильщик и груз» они заставляли добиваться изящества и красивой пластики.

Между тем Ермолаев был еще и замечательным пианистом. Композитор Александр Глазунов, в 1920-х годах - директор ленинградской Консерватории, был поражен талантом Ермолаева и буквально умолял его поступить на фортепианное отделение Консерватории. Тот отказался...

Увы, Ермолаев выступал в Ленинграде недолго - всего четыре сезона. В 1930-м он переехал в Москву, в Большой театр, где танцевал с не меньшим успехом, пока не случилось несчастье: на одном из спектаклей он получил тяжелую травму.

Он смог преодолеть эту неприятность, впоследствии даже исполнил роль Тибальта в фильме-балете «Ромео и Джульетта». Но все-таки основной его деятельностью стало преподавание. Он воспитал плеяду блестящих танцовщиков: Владимира Васильева, Мариса Лиепу, Михаила Лавровского, Бориса Акимова, Владимира Тихонова; самым же любимым его учеником был Александр, Сашенька, Годунов, прославившийся ролями в балетных постановках и голливудских кинохитах...

Лучшие очерки собраны в книгах «Наследие. Избранное» том I и том II. Они продаются в книжных магазинах Петербурга, в редакции на ул. Марата, 25 и в нашем интернет-магазине.

Еще больше интересных очерков читайте на нашем канале в «Яндекс.Дзен».

#балет #история #театр #артисты

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 060 (6658) от 10.04.2020 под заголовком «Дыхание ветра».


Комментарии