Сергей Сперанский: от блокады Ленинграда до грандиозных построек

О постройках народного архитектора СССР Сергея Борисовича Сперанского написано довольно много. Это и дома на Московской площади, которые формируют въезд на Ленинский проспект, и весь ансамбль площади Победы, включая памятник Героическим защитникам Ленинграда, и студенческий городок на Новоизмайловском проспекте, и гостиница «Ленинград», за которую он в 1973 году получил Государственную премию.

Сергей Сперанский: от блокады Ленинграда до грандиозных построек | Архив газеты, 1974 г.

Архив газеты, 1974 г.

Свою учебу Сперанский начал в Академии художеств в мастерской Ноя Троцкого. Одновременно работал шофером на одной из самых крупных строек того времени — мясокомбинате, автором проекта которого был тот же Троцкий. К слову, превосходные водительские умения Сперанского отмечали потом все современники, когда он уже водил «Победу».

Защита диплома в институте была назначена на 26 июня 1941 года, и вой­на, естественно, отодвинула ее. 5 июля Сперанский ушел добровольцем на фронт, сражался в 1‑й гвардейской дивизии народного ополчения на ленинградском направлении. Бронемашина, водителем которой он был, подорвалась на мине. Сперанский был ранен, осколок мины, застрявший в его затылке, так и остался неизвлеченным.

Дальше был госпиталь и… возвращение в блокадный Ленинград, чтобы защитить диплом. Его темой была «Библиотека Академии наук в Москве». 8 декабря 1941 года Сперанский предстал перед комиссией в нетопленом здании Академии художеств при свете коптилок. Защита прошла успешно, хотя и несколько раз прерывалась сигналом тревоги, приходилось спускаться в убежище…

В 1942 году, демобилизовавшись, Сперанский был эвакуирован с академией в Самарканд, а затем в Загорск. В 1944 году вернулся в Ленинград, а в июле 1945 года уехал на восстановление Минска. Спроектировав для столицы Белоруссии несколько зданий, Сперанский в 1948 году возвратился в Ленинград и работал в нем уже до конца жизни.

Возведя целый ряд построек в стиле неоклассицизма (жилые дома на Московском, 191 и 193, Суворовском, 56, административное здание на площади Растрелли), Сергей Борисович стал успешно осваивать язык нового художественного стиля — модернизма. Стиля, которому в условиях СССР было тесно в жестких технологических рамках индустриального домостроения. Однако и при этом Сперанский добивался выразительных композиций.

Так, во все учебники по градостроительству как эталон вошел пример удачного использования ритма и контраста при застройке Новоизмайловского проспекта. Речь о жилых кварталах от площади Конституции до Бассейной улицы, основанных на чередовании пятиэтажных протяженных домов с двенадцатиэтажными точечными. Между ними — двухэтажные блоки бытового обслуживания. При этом на каждой стороне проспекта была своя частота этого ритма, что позволило придать застройке оживленность и лишить ее монотонности. На проспекте разбиты бульвары, площадки и скверы, и он практически утопает в зелени…

Как отметил архитектор Михаил Бархин, «умение создавать каждый раз в каждом сооружении свое собственное, «главное» — отличительная черта Сперанского».

Когда в 1961 году задумали строить гостиницу на Пироговской набережной (первоначально она должна была именоваться «Авророй»), на заседании технического совета «Ленпроекта» Сперанский признавался, что ему приснился сон, в котором он увидел на этом месте высокий хрустальный дворец, и, как всегда во сне, он казался очень красивым. Трудно сказать, удалось ли архитектору воплотить свой сон наяву…

Гостиницу «Ленинград», возведенную по проекту Сперанского (совместно с Викторией Струзман и Николаем Каменским), ввели в эксплуатацию 30 июня 1970 года. Сегодня историки архитектуры высоко оценивают облик здания, ставшего ныне отелем «Санкт-Петербург», и его градостроительное значение.

О том, что здание как бы сливается с серым небом и рекой, говорит Светозар Заварихин. Андрей Иконников указывает на безукориз­ненное чувство меры при оформлении интерьеров и на то, как интересно и гармонично раскрыт в них образ Невы. По словам Маргариты Астафьевой-Длугач, любимыми цветами Сперанского были синий с золотым, и если в первой очереди гостиницы их использование ограничено, то в объеме концертного зала (вторая очередь), построенного к 1984 году, эти цвета являются солирующими и очень выгодно, если не сказать, по‑петровски, передают дух речного и морского города.

сперанский1.jpg
Этот снимок был сделан в 1951 году в мастерской № 5 «Ленпроекта». Сергей Сперанский пришел в нее в 1948‑м. Рядом с ним (сидит за столом) — руководитель мастерской известный ленинградский архитектор Евгений Левинсон./РЕПРОДУКЦИЯ АВТОРА

О том, каким был Сергей Сперанский вне профессиональной деятельности, рассказывают писатель Лев Паршин и ученики архитектора. Он, объехавший по служебным делам Европу, Америку и Азию, предпочитал всем пейзажам красоту Ладоги и Онеги. С 1950‑х годов до конца жизни отдыхал дикарем на островах Северной Ладоги, в шхерах. После его смерти группа его бывших учеников во главе с Валерианом Волонсевичем на одном из островов Ладоги, где любил отдыхать архитектор, вырубила на гранитной скале громадную надпись: «Остров Сперанского».

Сам Сперанский отмечал: «Мне ближе всего скромная и суровая красота русских северных лесов, контрасты небольших лесных речек и могучих холодных рек, красота множества северных озер, среди них два великих — Ладожское и Онежское; здесь все ценно и едино — природа, люди и их бессмертные творения — народное искусство и архитектура… Я убежден, что будущее наших городов в их неразрывном единстве с силой, вселяемой природой. Люди будут жить в городах-лесах, городах-садах, наполненных искусством, вдохновением которого всегда была природа и ее высочайшее проявление — человеческая жизнь».

Читайте также: 

Жизнь и творчество Льва Даля

Отомстить за брата: свое обещание Герой Советского Союза Иван Сысолятин сдержал

#архитектор #история #биография

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 152 (7728) от 16.08.2024 под заголовком «Остров Сперанского».


Комментарии