Дом-змея. Как в Ленинграде провели градостроительный эксперимент

В среде архитекторов и жителей Ленинграда этот комплекс из пяти жилых домов (улица Пионерстроя, 7, 15, 19), возведенных в 1970-х годах, получил наименование «дом-змея», поскольку он изгибается в плане подобно этому пресмыкающемуся. Появление данного сооружения стало весьма любопытным градостроительным экспериментом.

Дом-змея. Как в Ленинграде провели градостроительный эксперимент | Панорама улицы Пионерстроя. Снимок был напечатан в альбоме «Ленинград», изданном в 1987 году. Автор фотографии — Владимир Самойлов.

Панорама улицы Пионерстроя. Снимок был напечатан в альбоме «Ленинград», изданном в 1987 году. Автор фотографии — Владимир Самойлов.

С середины 1960-х годов Ленинград перешел на строительство 9-этажных жилых зданий. Однако все принятые «на вооружение» домостроительными комбинатами серии домов отличались прямоугольными, если не сказать брусковидными, очертаниями. Ситуация стала несколько меняться к лучшему, когда в состав серий, возводимых на Гражданке и в Купчине, включили угловые секции и дома стали изгибаться под прямым углом, что придавало новой застройке дополнительную геометричность и регулярность.

Однако жителям города и архитектурной общественности хотелось большего разнообразия. Тогдашнему председателю Ленгорисполкома Александру Сизову (ставшему Героем Социалистического Труда за заслуги в строительстве) удалось убедить руководство города в необходимости дальнейших экспериментов в области индустриального домостроения.

В 1969 году архитекторы смогли внедрить в производство так называемую идею блок-секционного строительства, которая означала, что в одном доме разные секции (подъезды) будут выглядеть по-разному. Спустя еще несколько лет ленинградские зодчие смогли доказать главному застройщику города (управлению капитального строительства Ленгорисполкома), что необходимо провести эксперимент и показать, что панельное строительство может создавать дома не только прямоугольных очертаний.

Особенно настойчиво с этим предложением выступали Наум Матусевич и Александр Товбин из мастерской № 18 института «Ленпроект». Они создавали гибкую планировочную систему зданий на основе серии 1ЛГ-600А, известной среди жителей как «корабли» (в 1970-е годы их чаще называли «тельняшками»). Сооружались они силами Автовского ДСК-3 с 1968 года.

К своим коллегам подключился и талантливый архитектор лауреат Государственной премии СССР Евгений Полторацкий, представлявший районную архитектурную мастерскую № 7 института «Ленпроект». Именно он, в частности, прорисовал очертания будущего комплекса.

Площадкой эксперимента стал 28-й квартал в Сосновой Поляне на улице Пионерстроя. Тогда это был самый край города, дальше которого строительство пока не предполагалось. Территорию выбрали с учетом того, что здесь было трудно расставлять типовые дома: участок криволинейных очертаний, с запада ограничен железнодорожной веткой, а с востока участком реки, он расширялся к северу и сужался к югу.

Иногда можно услышать, что дома поставили изогнуто из-за очертаний реки Сосновки. Это не так, кроме того, на момент застройки прудов было меньше, они были только в северной части участка. Анализ топографических планов 1969, 1973 и 1976 годов показывает, что река Сосновка никогда не следовала очертаниям «дома-змеи», она отворачивала от него в самом его начале. Так что можно говорить, что конфигурация домов сочетается с изгибами реки, вступает в некий «диалог», но никак не повторяет ее очертания.

Однако есть одно точное указание на то, почему «дом-змея» при всех своих изгибах вытянут с юга на север. Это продиктовано требованиями инсоляции – чтобы больше квартир были освещаемы солнцем на нормативном уровне: одни утром, другие столько же вечером.

Первый из домов (ул. Пионерстроя, 19, корп. 2) был сдан госкомиссии 30 мая 1973 года под авторским надзором Товбина. Уже тогда она сделала проектировщикам замечание, порекомендовав им избегать большого количества жилых комнат с острыми углами. Остальные дома этого комплекса строители сдавали поэтапно вплоть до 26 декабря 1975 года.

Окончательное завершение строительства вызвало немалый резонанс. Архитектор Сергей Шмаков в статье «Экспозиция архитектурных возможностей», опубликованной в 1975 году в журнале «Строительство и архитектура Ленинграда», сравнивал здание с известным в то время «домом будущего». Так называли жилой комплекс «Хабитат-67» в Монреале, спроектированный архитектором Моше Сафди в 1966 – 1967 годах и построенный к началу выставки «Экспо-67». Говоря об этом доме, Шмаков вспоминал и о древних традициях: «Не отделаться от аналогий: вьющийся дом – крепостная стена, его циркульная часть – бастион, жилые башни – звонницы».

Общую композицию экспериментального квартала на улице Пионерстроя завершили и эффектно подчеркнули семь 15-этажных точечных домов. В журнале «Архитектура СССР» говорилось, что они «являются звучной доминантой, связывают более низкую периферийную застройку в единое целое, образуя архитектурный ансамбль красочный и самобытный».

Облик выстроенного «дома-змеи» был воспринят благосклонно и руководством города, и архитекторами, и жителями. Его изображение с разных точек было растиражировано в журналах и книгах того времени и вошло в учебники как наглядная иллюстрация возможностей индустриального домостроения. Здание и сегодня вызывает у жителей интерес.

Подобные дома, но с меньшим количеством изгибов, появились еще в 1976 году на севере города, однако позже от их строительства отказались. Главная причина – жителей не очень устраивали эксплуатационные качества: комнаты в поворотных секциях имели острые углы и неправильные очертания, что затрудняло поиск и расстановку подходящей мебели.

Лучшие очерки собраны в книгах «Наследие. Избранное» том I и том II. Они продаются в книжных магазинах Петербурга, в редакции на ул. Марата, 25 и в нашем интернет-магазине.

Еще больше интересных очерков читайте на нашем канале в «Яндекс.Дзен».

#архитектура #история #строительство

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 207 (7044) от 03.11.2021 под заголовком «Дом-змея ползет к заливу».


Комментарии