Кандидат исторических наук рассказал, чем особенный дом на 8-й Советской улице

Фасад украшен выразительными барельефами и лепниной, а само здание, поставленное «покоем», с отступом центральной части в глубину участка, выходит к красной линии лишь боковыми пониженными ризалитами. Такой прием часто применяли петербургские зодчие начала XX века. Ведь, согласно действовавшим тогда градостроительным правилам, если застройка немного отступала в глубь улицы, можно было повысить основную часть здания.

Кандидат исторических наук рассказал, чем особенный дом на 8-й Советской улице  | Трехарочная лоджия, вознесенная под самый карниз, — яркий заметный акцент, воедино собирающий фасад./ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Трехарочная лоджия, вознесенная под самый карниз, — яркий заметный акцент, воедино собирающий фасад./ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА

Однако, если внимательно рассмотреть детали оформления фасада, то сразу станет понятно: здание возведено уже в советское время. На барельефах по сторонам трехарочной лоджии изображены футболисты и теннисистки. Парни серьезны, сосредоточены и уверены в себе. Одна из девушек флегматична, спокойна, вторая улыбается, вероятно, радуясь результатам игры…

Этот жилой дом был построен по проекту архитектора Александра Лишневского в 1935 – 1938 годах, а модели для барельефов изготовил скульптор Александр Громов. Также в качестве скульптора пресса того времени упоминала профессора Академии художеств Дмитрия Малашкина.

В 1930‑е годы, когда в Ленинграде развернулось массовое жилищное строительство, архитекторы оказывались перед дилеммой. На совещании работников строительных и проектных организаций города нередко звучали такие слова: «Современное строительство похоже на казарменное. Можно взять архитектуру со старых домов, у нас много таких есть, скопировать и покрасивее строить наши новые дома». И одновременно можно было услышать: «Трудящимся Ленинграда не нужны дома-коробки, но вместе с тем следует повести решительную борьбу с излишним нагромождением колонн, эркеров, лоджий, барельефов и прочих элементов, обезображивающих здания и удорожающих их».

Лишневский, как раз стремившийся применять в своих постройках детали и мотивы «старых домов», нередко подвергался критике за «беспринципное» цитирование «упадочной архитектуры» дореволюционного периода.

В доме на 8‑й Советской улице зодчий, по мнению критиков, сумел решить задачу «преодоления конструктивистской коробки» методами «симметричного подчеркивания центра, уравновешивания горизонтальных и вертикальных мотивов фасада», а также «добавлением декоративных деталей и скульптуры». И хотя в процессе проектирования дом подвергался многочисленным изменениям, это не помешало получить в результате «незаурядное и интересное фасадное решение». Критики также отмечали, что умение архитектора строить выразительно свидетельствует о его глубоком профессиональном мастерстве.

Помимо «спортивных» барельефов по сторонам лоджии дом украшают более значительные по площади барельефы на уровне нижних этажей. Один изображает, вероятно, освоение воздушного пространства, развитие промышленной техники. Сидящий на земле человек всматривается ввысь, где опускаются парашюты. За его спиной — колесо какой‑то машины, вероятно, трактора. Рядом гордо и уверенно смотрят вперед рабочий и работница, а мать показывает сыну достижения технического прогресса. Второй барельеф — на военную тему. Офицер проводит инструктаж танкистов, на заднем плане видна гусеница большого танка.

Со временем фактурная фасадная отделка из терразита (цемент с мраморной крошкой) поизносилась и здание обрело печальный вид. Была утрачена датировка на картуше над проездом, очевидно, отмечавшая дату завершения строительства: «1936». Требовался ремонт, и недавно он был осуществлен: приведен в порядок фасад, восстановлены износившиеся части барельефов, воссозданы утраченные балясины на лоджиях и разрушенные коррозией элементы, расчищена металлическая ограда, отделяющая двор от улицы. Когда с фасадов сняли леса, дом предстал в своем прежнем благородном облике.


#дом #архитектура #фасад

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 183 (7512) от 29.09.2023 под заголовком «Автор «процитировал» себя».


Комментарии