Дом культуры застрельщиков революции. История КЦ «Троицкий»
Культурный центр «Троицкий» (пр. Обуховской Обороны, 223), до 2008 года – ДК имени Ленина, один из немногих домов культуры в нашем городе, сохранивших до сих пор свое первоначальное назначение. Открылся он 7 ноября 1929 года, в 12-ю годовщину Октябрьской революции.
ФОТО Дмитрия СОКОЛОВА
Заводская газета «Большевик» сообщала: «...Огромный Дом Культуры им. Ленина красуется перед нами. Зрительный зал и балкон вместят 7-го ноября 877 «большевиков», спортивный зал с душем, а дальше идут малый зал, раздевальня, кладовые, огромное фойэ, вестибюль, буфет, столовая, кино-лекторский зал и т. д. Всех комнат не пересчитать. По широкой лестнице поднимаемся на второй этаж. Здесь широкие площадки для пляжа (имелись в виду солярии. – Ред.), где рабочий после трудового дня развалится и будет загорать на солнце. Таких площадок Дом Культуры имеет четыре. Снова лентой протянулись перед нами огромные и светлые залы, книгохранилища, читальня, балконы и т. д.
Поднимаемся на третий этаж, уже здесь картина иная: детские уютные комнаты, спальня, светлый детский зал, комнаты для отдыхающих родителей, и опять зал для взрослых и т. д. Выходим на балкон – живописная картина: огромный сад с вековыми деревьями и клумбами, а дальше снова – комнаты, фойэ, комнаты и комнаты... Добро пожаловать, застрельщики революции!».
Дом культуры был построен в стиле конструктивизма по проекту архитекторов Владимира Щуко и Владимира Гельфрейха. Здание появилось не на пустом месте. Здесь с конца XVIII века располагалась одна из гостевых мыз большого имения Александровского, принадлежавшего генерал-прокурору князю Александру Алексеевичу Вяземскому. Тогда она называлась «Каприз» и прилегала к одноименному большому затейливому саду с прудами, искусно устроенному из росшего здесь смешанного леса. С тех пор Александровское не раз дробили и распродавали по частям.
Среди здешних помещиков, сменявших друг друга, были известные в свое время люди. Например, иностранец Антон Ксаверий Ресолатус Венкер фон Данкеншвейль. Будучи модным петербургским портным, он накопил денег для покупки Александровского, затем получил потомственное дворянство Римской священной империи. Однако как иностранный подданный не имел права владеть российскими крестьянами. Тогда он безвозмездно уступил ведомству императрицы Марии Федоровны ранее купленную им у вдовы князя Вяземского часть земли, граничащую с Александровской мануфактурой, в обмен на российское дворянство с правом владеть крестьянами.
Другой владелец поместья – барон Константин Антонович Шлиппенбах, командир школы подпрапорщиков кавалерийских юнкеров, в которой учился Михаил Лермонтов. Его бабушка Елизавета Алексеевна Арсеньева была в родстве с женой Шлиппенбаха и навещала здесь ее семейство.
На карте 1933 года видно, что здание Дома культуры находится в окружении трех прудов. Это все, что осталось от бывшего сада «Каприз». Два пруда, продолговатые, выделяли территорию, занимаемую зданием. Еще один, маленький и круглый с островком посередине и единственным деревом на нем, находился на месте круглой площадки, где сейчас остался только постамент бывшего памятника Ленину.
В круглом пруду в 1950-е годы можно было покататься на лодках, хотя им там было очень тесно. Чаша пруда была довольно глубокой, и вниз вела лестница. По бокам лестницы стояли чугунные статуи львов – точно такие, как в Павловске на берегу реки Славянки перед лестницей, ведущей к дворцу.
Когда в конце 1950-х годов пруд засыпали и на его месте поставили памятник Ленину, статуи львов перенесли к главному входу в здание, а потом, в конце 1980-х годов, на территорию завода «Большевик». Теперь они стоят перед музеем предприятия на пр. Обуховской Обороны, 122. Что же касается скульптуры Ленина, то ее сняли с постамента в начале 1990-х годов...
А вот из моих собственных воспоминаний. В 1950 – 1960-е годы в Доме культуры работали множество кружков, библиотека, спортивные залы. Здесь было два актовых зала, существующих и ныне: большой и малый. Большой тогда использовался в основном как кинотеатр. Самые дорогие билеты продавались по 50 копеек (это цена после денежной реформы 1961 года).
Ежедневно было по нескольку киносеансов. Перед вечерними в фойе играл оркестр. Особенно часто он исполнял всеми любимую композицию Дюка Эллингтона «Караван». По выходным дням и в школьные каникулы проводились детские сеансы, билеты на них стоили 10 копеек.
В настоящее время здание КЦ «Троицкий» кажется совсем маленьким на фоне многоэтажных домов, построенных рядом с ним на Ново-Александровской улице и улице Бабушкина...
Лучшие очерки собраны в книгах «Наследие. Избранное» том I и том II. Они продаются в книжных магазинах Петербурга, в редакции на ул. Марата, 25 и в нашем интернет-магазине.
Еще больше интересных очерков читайте на нашем канале в «Яндекс.Дзен».
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 5 (6843) от 15.01.2021 под заголовком «Дом культуры застрельщиков революции».
Комментарии