Аврора с зодиаком. Как в Петербурге появился «Дом печального ангела»

«Дом печального ангела» – под таким именем известна эта постройка на углу бывших Малой Итальянской и Знаменской улиц (Ул. Жуковского, 53; ул. Восстания, 19). Согласно легенде, ангел на щипце грустит о дочери домовладельца Пантелеймона Бадаева, будто бы выбросившейся из окна. Впрочем, как выясняется, дочери у него не было, да и крылатая девушка, смотрящая на петербуржцев с барельефа на углу здания, – вовсе не ангел...

Аврора с зодиаком. Как в Петербурге появился «Дом печального ангела» | ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

В XIX веке этот участок сменил нескольких владельцев: сперва он принадлежал некому Волкову, наследнику провинциального секретаря, затем – титулярному советнику А. И. Тушмалову, чуть позднее – полковнику Павлу Яковлеву. Последний в 1831 году продал участок лейб-медику Николая I – действительному статскому советнику и кавалеру Николаю Федоровичу Арендту, знаменитому врачу, хирургу, пытавшемуся облегчить страдания А. С. Пушкина после роковой дуэли. Арендт владел землей всего полгода и перепродал участок с деревянным домом и садом жене петербургского купца А. Я. Казаковой...

В начале 1904 года участок приобрел за 14 тысяч рублей потомственный почетный гражданин, крупный строительный подрядчик, владелец нескольких доходных домов, меценат Пантелеймон Трифонович Бадаев. Уже в августе инженер Семен Фаддеевич Кириллов, который ранее строил для Бадаева здание на Большом проспекте Петербургской стороны, представил проект шестиэтажного доходного дома в стиле эклектики с элементами модерна.

Завершить свой проект С. Ф. Кириллову не удалось, и вот по какой причине. Помимо того что он был инженером, по распоряжению Н. Л. Бенуа он работал помощником архивариуса (и при этом архитектора) Е. И. Ферри-де-Пиньи, приводил в порядок архивные дела и планы городской управы. После того как в 1904 году должность Ферри-де-Пиньи освободилась, Кириллов претендовал на его место, но безуспешно, при этом подписывался как писец управы.

В этой же должности он в марте 1905 года получил травму. Случай был курьезный, но с печальными последствиями: когда он доставал какое-то дело с полки, под ним провалилось сиденье стула. Полученный ушиб позвоночника и ребер вызвал осложнения, сказалось и хроническое воспаление легких. В результате 44-летний Кириллов остался инвалидом и в скором времени был вынужден по состоянию здоровья покинуть Петербург...

К ноябрю 1906 года здание вчерне построили, и снова трагическое обстоятельство: спустя почти две недели после запуска лифтов скоропостижно скончался владелец дома 48-летний Пантелеймон Бадаев. Его похоронили на Охтинском единоверческом кладбище, где на его могиле зодчий Г. А. Косяков возвел часовню. С архитекторами братьями Косяковыми семья Бадаевых сотрудничала и раньше, поэтому неудивительно, что именно они (в соавторстве с художником-архитектором Никазом Леонардовичем Подбереским) взялись достраивать дом на углу Знаменской улицы, доставшийся по завещанию вдове Бадаева – Анне Васильевне.

Насколько это было возможно, зодчие изменили внутреннюю планировку здания, расширили его за счет эркеров, достроили шестой этаж со стороны Знаменской улицы, кардинально изменили декоративное убранство фасадов, оформив их в духе модерна, и не зря: в 1907 году за них на городском архитектурном конкурсе В. А. Косякову и А. В. Бадаевой была присуждена серебряная медаль.

Сохранившиеся чертежи и фотографии свидетельствуют, что облик построенного здания отличался от современного. Пространство вокруг крылатой женской фигуры на угловом щипце было с обеих сторон заполнено несколькими тянущимися к ней крылатыми силуэтами, щипец со стороны Знаменской улицы был украшен барельефом в виде мужской фигуры, управляющей колесницей.

Раскрыть авторскую идею помог эпизод из совместной поездки Г. А. Косякова и Н. Л. Подбереского, которые после окончания Академии художеств отправились за границу. Косяков обратил внимание на летнюю виллу папы Пия IV в Ватиканских садах, на фронтоне которой можно и сегодня увидеть барельеф богини утренней зари Авроры с солнечным кругом над головой, обрамленный зодиакальным кругом.

Это произведение, вероятно, послужило источником вдохновения зодчего и стало прототипом барельефа на доходном доме семьи Бадаевых, где над головой девушки изображен не нимб, как может показаться издалека, а зодиакальный круг – символ непрерывного продолжения жизни. Только образ Авроры дополнен на барельефе длинной косой на русский манер.

На другом утраченном барельефе, располагавшемся по ул. Восстания, вероятно, был изображен Гелиос – бог солнца (его иногда отождествляли с Аполлоном), который пробегает зодиакальный (солнечный) путь в течение года.

Таким образом, в декоре здания наряду с типичными для модерна цветами и изображениями сов можно увидеть мифологические элементы. Изображение подсолнечника легко ассоциировать с Клитией – нимфой, безответно влюбленной в бога солнца и постоянно следящей за солнечным диском, в результате превратившейся в цветок подсолнечника, поворачивающего свою головку вслед за солнцем. Даже лепной чертополох по-новому вписывается в настроение, заданное утраченными барельефами: считалось, что солнце-Гелиос способствовал росту всех растений, в том числе и сорных...

Автором цветочного декора здания был Н. Л. Подбереский. Впоследствии он в автобиографии отмечал: «исполнены были тогда мною рисунки и шаблоны фасада дома Бадаева... там же майоликовый фриз в вестибюле». Майолика для украшения фасадов была выполнена на предприятии П. К. Ваулина и О. О. Гельдвейна в поселке Кикерино.

В декабре 1941 года во флигель бывшего доходного дома Бадаевых попала фугасная бомба. Скорее всего, тогда и произошла частичная утрата декоративного убранства здания.

Лучшие очерки собраны в книгах «Наследие. Избранное» том I и том II. Они продаются в книжных магазинах Петербурга, в редакции на ул. Марата, 25 и в нашем интернет-магазине.

Еще больше интересных очерков читайте на нашем канале в «Яндекс.Дзен».

#легенда #исторические здания #история #архитектура

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 202 (6800) от 06.11.2020 под заголовком «Аврора с зодиаком».


Комментарии