Дом из сельца Покровского. История здания на проспекте Обуховской Обороны
Уличный фасад дома традиционен для архитектуры сталинской неоклассики. ФОТО Александра ДРОЗДОВА
Фасад этого дома выглядит обычным для застройки 1950-х годов. Однако на самом деле здание гораздо старше своего нынешнего вида и по сути является единственным материальным свидетельством богатой истории местности, включающей парк им. И. В. Бабушкина и даже часть нынешнего Купчина. Чтобы удостовериться в этом, достаточно заглянуть во двор и увидеть фасад, обращенный в него: он носит следы старинного усадебного «господского» строения.
Для начала обратимся к давней истории. Для строительства Петербурга Петр I основал Невские казенные кирпичные заводы. Земли, отведенные для них, простирались по берегу Невы от ручья Рисгель, который позже стали называть Козловым (он есть и сейчас, его русло заново прорыли при реконструкции «Куракиной Дачи»), до нынешней улицы Крупской. И примерно на две версты вглубь от берега Невы.
Когда в 1744 году императрица Елизавета Петровна поручила управляющему кабинетом ее величества барону Ивану Антоновичу Черкасову создание в Петербурге фарфоровой фабрики, его выбор пал на место, где как раз и находились Невские казенные кирпичные заводы. Здесь можно было использовать строения, оборудование и персонал, уже имеющий навыки работы с глиной.
Однако часть заводской земли сдавалась в аренду коммерсанту Синихову (встречается также написание Сенихов), фамилия которого, вероятно, не случайно была созвучна названию синей (голубой) глины - «синюха». В 1764 году у Синихова его пришедший в упадок кирпичный завод купил сын Ивана Антоновича Черкасова - барон Иван Иванович Черкасов.
Оказалось, что глина на этом участке уже почти вся была выбрана, оставались только болотистые и кочковатые участки. Тогда Черкасов решил устроить тут «загородный двор». Для этого землю необходимо было осушить, очистить от кустарника, выровнять и удобрить. Это требовало серьезных капиталовложений, поэтому в декабре 1774 года он обратился в Контору строений с просьбой отдать ему арендуемый участок в вечное и наследственное владение - в обмен на обещанное им благоустройство.
Поскольку эта пустая земля не представляла ценности, просьбу барона выполнили - с дозволения императрицы Екатерины II. В результате внутри Невских казенных кирпичных заводов оказался частновладельческий участок величиной в 104 десятины.
В Атласе Санкт-Петербургской губернии 1791 года на его месте отмечена дача под № 90. В «Кратком экономическом примечании Софийского уезда», составленном к этому атласу, есть такая запись: «Дача владельца господина генерала криг комиссара Ивана Ивановича Черкасова, а ныне владение господина коллежского советника Ивана Ивановича Лазарева. Дворов 6, земли 112 десятин 2354 кв. сажени. Земля иловатистая, покосы посредственные. Лес дровяной, и в оной даче дом каменной, при нем сад, оранжереи, пруды, кирпичный завод».
В 1822 году имение умершей вдовы Ивана Лазарева, придворного ювелира, купил у исполнителей ее духовного завещания князь Дмитрий Иванович Лобанов-Ростовский. Здесь были каменные и деревянные строения, сад, огород, березовая роща и деревня Ивановка. В том же году Александр I пожаловал князю смежный участок с покосами и суходолом размером 100 десятин. Таким образом, владение князя увеличилось вдвое.
Как выглядело это здание в конце XIX - начале XX века, можно увидеть на открытке: тогда в доме фон Моллеров находился трактир «Бережки». Репродукция. Фото автора
Любопытная деталь: фамилия кирпичного заводчика Синихова не была забыта. При Лобанове-Ростовском и в церковных книгах, и в других документах деревня Ивановка стала называться Синиховой Ивановкой или просто Синиховой (Сенюхиной, Синюховой, Синеховой).
В 1830 году деревню у князя Лобанова-Ростовского купил генерал-майор Николай Назарьевич Муравьев - бывший гражданский губернатор Новгорода, сенатор, археолог и поэт. Очень скоро он переименовал свое владение в сельцо Покровское. Почему - загадка. Название явно связано с православным праздником Покрова Пресвятой Богородицы. Обычно так называли селения, в которых были храмы с соответствующим названием. Но Покровской церкви рядом с имением Муравьева не было. К тому же сельцом в середине XIX века называлось крестьянское селение с барской усадьбой, при котором не было церкви...
Муравьев был женат дважды, и второй его супругой стала Елизавета Антоновна фон Моллер. За представителей этого рода вышли замуж две дочери Н. Н. Муравьева от его первого брака, и к середине XIX века после долгих семейных перипетий имение «Покровское» оказалось в собственности фон Моллеров. Со временем они эту землю распродали, оставив себе лишь дворовое место с каменным домом. Тем самым, который числится сегодня под № 143 по пр. Обуховской Обороны.
Первая известная мне карта, на которой он показан, датирована 1828 годом. Со временем вокруг этого дома возникли самые разные легенды: на почтовых открытках начала ХХ века он даже именовался... «бывшим дворцом Екатерины Великой».
В одном из путеводителей 1930-х годов указывалось, что здание украшают медальоны и надпись «Дом наследников фон-Моллер», а перед ним стоят два сфинкса, которые когда-то, вероятно, находились у главного входа. В 1947 - 1951 годах здание было капитально переделано, надстроено четвертым этажом. В таком виде оно и дошло до наших дней.
Что же касается имения «Покровское», то оно было распродано фон Моллерами. Там появился пивоваренный завод «Вена», а усадебный парк перешел в собственность
Невского общества устройства народных развлечений. В наше время он называется парком им. И. В. Бабушкина.
Лучшие очерки собраны в книгах «Наследие. Избранное» том I и том II. Они продаются в книжных магазинах Петербурга, в редакции на ул. Марата, 25 и в нашем интернет-магазине.
Еще больше интересных очерков читайте на нашем канале в «Яндекс.Дзен».
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 007 (6605) от 17.01.2020 под заголовком «Сельцо Покровское, оно же деревня Ивановка».
Комментарии