Для чего изначально задумывался Обводный канал?

Неказисто выглядит Обводный канал на открытке начала ХХ века: берега захламлены, пейзаж не оживляют даже лодки с мужичками… Между тем в ту пору он служил одной из главных транспортных артерий Петербурга. А берега его были застроены промышленными предприятиями с высокими дымовыми трубами, складами и амбарами, военными казармами, домами для рабочего люда.

Для чего изначально задумывался Обводный канал? | В нынешнем году Обводный канал отмечает круглую дату: 190 лет назад, в 1833 году, его торжественно открыли для судоходства./Репродукция. ФОТО автора

В нынешнем году Обводный канал отмечает круглую дату: 190 лет назад, в 1833 году, его торжественно открыли для судоходства./Репродукция. ФОТО автора

Поэт Николай Заболоцкий в 1920‑х годах писал: «В моем окне во весь квартал Обводный царствует канал… // А вкруг черны заводов замки, // Высок над облаком гудок… // И воют жалобно телеги, // И плещет взорванная грязь, // И над каналом спят калеки, // К пустым бутылкам прислонясь».

Изначально канал был задуман как городской пограничный ров для таможенных и пограничных целей, а также для санитарной защиты города в случае эпидемий. Его первый участок был проложен в середине XVIII века.

Второй этап строительства начался в 1805 году по указу Александра I. На сооружение канала из городской казны ежегодно в течение шести лет выделялось 1 230 238 рублей 36 копеек. Теперь уже речь шла о водной транспортной магистрали, соединяющей Неву со взморьем, минуя ее дельту и центр города. Задачу канала видели в том, чтобы разгрузить Неву и защитить столицу от наводнений.

Война 1812 года остановила работы на несколько лет. Строительство продолжилось в 1816 – 1833 годах под руководством инженеров Петра Базена и Бенуа Клапейрона.

На снимке хорошо различимо круглое здание газгольдера на правом берегу канала — помещение для хранения светильного газа. По специальным газопроводам газ подводили к городским уличным фонарям, которые с 1839 года постепенно заменяли прежние светильники, заправлявшиеся конопляным маслом. С наступлением темноты фонарщики с насаженным на длинную палку горящим фитилем зажигали газ в уличных фонарях, а утром его гасили…

На левом берегу, напротив газгольдера, возвышается церковь Святого Мирония — полковой храм лейб-гвардии Егерского полка. В брошюре, изданной в 1896 году к столетию полка, приводился рассказ о необычных обстоятельствах выбора места постройки этого храма.

Дело обстояло следующим образом. Император Николай I проводил смотр полка. Встречать его вышло полковое духовенство. Один из священников, видя приближающегося государя, от волнения выронил из рук крест, и тот упал прямо к ногам царя. Николай его поднял и, поцеловав, сказал, что это знамение, говорящее о необходимости возвести здесь храм.

Средства на строительство выделил Кабинет высочайшего двора, и Николай I лично в 1850 году заложил ее первый камень. Через пять лет красивый храм в русско-византийском стиле, спроектированный архитектором Константином Тоном, был возведен. До наших дней он не дожил: его разрушили в 1934‑м. Нынче на его месте — площадка с памятным камнем. Есть надежды, что храм когда‑нибудь восстановят. Без него пейзаж этой части Обвод­ного канала выглядит весьма уныло.


#Обводный канал #история #берега

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 208 (7536) от 03.11.2023 под заголовком «Обводный царствует канал».


Комментарии