Диплом на грани фантастики. Как студент изобрел гелиоракетоплан
Гелиоракетоплан (от греческого «гелиос» – Солнце) – так выпускник физико-математического факультета Ленинградского университета Валентин Глушко назвал предложенный им будущий пилотируемый космический корабль. Свои наработки он изложил в 1929 году в дипломной работе, на которую сразу же обратил внимание руководитель Газодинамической лаборатории (ГДЛ) Николай Тихомиров.
ФОТО Александра ДРОЗДОВА
Глушко не просто предложил проект. Он математически доказал, что все узлы этого межпланетного корабля, внешне напоминавшего летающую тарелку, могут быть жизнеспособны. В центре аппарата – сфера с космонавтами, ее опоясывают электрические двигатели, вокруг – огромная круглая солнечная батарея для питания двигателей.
– Космонавтикой тогда бредили, достаточно вспомнить «Аэлиту» – фантастический роман Алексея Толстого. Хотели полететь на Марс, но совершенно не понимали как. Никаких конкретных космических разработок тогда еще не существовало, все было на уровне мечтаний и прогнозов, – поясняет Галина Сакова, методист Музея космонавтики и ракетной техники имени Валентина Петровича Глушко.
Почему работа никому не известного студента так привлекла инженера-технолога Тихомирова, руководившего секретной лабораторией, как бы сказали нынче, федерального уровня? Тот вовсе не грезил полетами в космос, но у него была мечта создать сверхмощное оружие – «самодвижущиеся мины». Так поначалу называли реактивные снаряды. Их испытание началось в 1928 году на Ржевском артиллерийском полигоне.
– Тихомирова заинтересовала не столько модель космического аппарата, разработанного Глушко, сколько предложенные им электродвигатели. Создать их к тому времени не удалось еще ни одному ученому. Поэтому Тихомиров пригласил Глушко в свою лабораторию, причем не рядовым сотрудником, а начальником специально созданного сектора, в котором должны были разрабатывать двигатели для ракет, – рассказывает Галина Сакова.
Валентин Глушко был в буквальном смысле одержим космосом, началось все с книги Жюля Верна «Из пушки на Луну»... Еще в детстве в Одессе во время Гражданской войны, надев отцовскую шинель и папаху, чтобы выглядеть старше, он ходил в библиотеку, чтобы погрузиться в книги о полетах к другим планетам. В тринадцать лет он начал переписываться с Константином Циолковским, в ту пору уже всемирно признанным ученым. Сообщил ему, что в одесской библиотеке очень мало его трудов, просил прислать. Тот откликнулся...
Придя в ГДЛ, Глушко занялся испытаниями. Сконструированный им электрический двигатель показал превосходные характеристики. Он вполне годился для безвоздушного пространства, но его мощности было недостаточно, чтобы преодолеть земное притяжение. Будучи не только теоретиком, но и практиком, Валентин Петрович решил идти другим путем и перешел к созданию первых в нашей стране ракетных двигателей на жидком топливе. В конечном итоге они и вывели человека на орбиту.
Но идеи, с которых он начинал, не пропали: уже в 1960-х годах на отечественных космических кораблях были использованы ионные и плазменные электрические двигатели – для корректировки траектории полета. В модернизированном виде они применяются и сегодня.
Лучшие очерки собраны в книгах «Наследие. Избранное» том I и том II. Они продаются в книжных магазинах Петербурга, в редакции на ул. Марата, 25 и в нашем интернет-магазине.
Еще больше интересных очерков читайте на нашем канале в «Яндекс.Дзен».
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 60 (6898) от 07.04.2021 под заголовком «Диплом на грани фантастики».
Комментарии