Что за поход без обоза? Измайловские гвардейцы на лыжах преодолели больше тысячи километров в 1914 году

На фотографии мастерской Буллы — император Николай II приветствует команду разведчиков лейб-гвардии Измайловского полка, выстроившуюся перед Александровским дворцом в Царском Селе. Государь, как отмечали репортеры, обошел строй, «удостаивая по ходу офицеров и нижних чинов милостивых расспросов». Остался очень доволен, о чем свидетельствует запись, которую он в тот же день, 19 февраля 1914 года, сделал в своем дневнике: «…Вид офицеров (трое) и 64 нижн. чинов отличный, загорелый и втянутый…».

Что за поход без обоза? Измайловские гвардейцы на лыжах преодолели больше тысячи километров в 1914 году | После окончания смотра Николай II сфотографировался с командой Измайловского полка. Лыжники покидали площадку под звуки марша своего полкового оркестра./ФОТО из коллекции ЦГАКФФД СПб. Репродукция автора

После окончания смотра Николай II сфотографировался с командой Измайловского полка. Лыжники покидали площадку под звуки марша своего полкового оркестра./ФОТО из коллекции ЦГАКФФД СПб. Репродукция автора

Измайловцы действительно были настоящими героями: они прибыли издалека — из Холмогор, осуществив в рекордные сроки уникальный лыжный переход. О том, что послужило его причиной, существует две версии, каждая из которых имеет право на существование.

Первая из них — сугубо спортивная. 1 января 1912 года в Петербурге у Нарвской заставы финишировала четверка московских лыжников из Сокольнического кружка. Они преодолели расстояние между двумя столицами за одиннадцать ходовых дней, проходя за сутки в среднем 61,8 версты.

Естественно, подобное достижение не могло не вызвать кипения страстей в местных спортивных кругах. Четверка петербуржцев, стартовавшая 11 февраля 1913 года от Московской заставы и финишировавшая на Ходынском поле 23 февраля, попыталась перекрыть результат москвичей. Но не смогла, поскольку добралась до Первопрестольной за двенадцать ходовых дней, показав среднюю скорость 51,7 версты.

Превзойти москвичей якобы и взялись разведчики из лейб-гвардии Измайловского полка… Правда, еще зимой 1914 года «спортивную версию» опроверг участник нового перехода. К сожалению, газета «Русский инвалид» от 23 февраля 1914 года не указала его имя под опубликованным материалом, ограничившись подписью «младший офицер». Скорее всего, им был подпоручик Владимир Душкин. Хотя в последующих публикациях, посвященных этому походу, в качестве главного рассказчика фигурировал штабс-капитан Владимир Соколов.

Как бы то ни было, автор текста объяснил причину произошедшего — вот она, версия номер два — с чисто военной стороны. Оказывается, в России было известно, каких успехов добились в лыжной подготовке армии Швеции и Норвегии. Там были готовы идти в бой уже не спецподразделениями, а целыми полками. Поэтому и журнал «К Спорту!» особо подчеркивал, что «пробег носит характер обучения нижних чинов лыжному бегу, а также приспособления лыж для разведочной службы».

В начале декабря 1913 года команда Измайловского полка, в состав которой вошли три офицера, 64 нижних чина и один денщик, отправилась на север, обосновавшись в деревне Ульяново, расположенной на Северной Двине. Возглавлял отряд штабс-капитан Соколов.

В 7 часов утра 28 января коман­да вышла в путь. Разведчики, или, как их называли в армии, «охотники», надели гимнастические рубашки, поддев под них фуфайки, водрузили на головы зимние шапки и обернули шеи башлыками. Длинные финские лыжи крепились в большинстве случаев к валенкам. Офицеры не пожелали расстаться с сапогами. За спиной у каждого спортсмена находились винтовка и вещмешок, к поясу была прикреплена фляжка.

Путь пролегал в значительной степени по безлюдной местности, где не было деревень, в которых можно было бы запастись провиантом. Поэтому колонну лыжников сопровождал конный обоз с продуктами, кашеваром, сменной одеждой и лыжным снаряжением — на случай поломки.

Погода постоянно менялась. Сначала держался мороз, потом началась оттепель, снег стал так налипать на лыжи, что не позволял сдвинуться с места. Вскоре пошел дождь, и участники похода были вынуждены двигаться по раскисшим дорогам. Тем не менее за один день они проходили более 48 верст.

Но еще большим достижением на этом фоне выглядело продвижение обоза. Мало того, что он все время опережал колонну, так еще и лыжники были всегда вовремя накормлены.

Команда разведчиков-измайловцев прошла Архангельскую, Вологодскую, Олонецкую и Петербургскую губернии. По пути она встречала разное к себе отношение: в городах принимали очень тепло, в деревнях — довольно настороженно. Кто‑то из местных жителей даже бежал со страху в лес. Поручику Есимонтовскому, отставшему от колонны, пришлось пережить самую худшую из встреч — с волками. К счастью, каждый участник команды имел при себе оружие.

Расстояние 1006 верст (1073 км) лыжники преодолели ровно за двадцать дней, хотя планировалось пройти этот маршрут за месяц. На финише не было ни одного отставшего.

Последний отрезок пути, из Царского Села в Петербург, команда проехала на поезде. На Царскосельском (ныне Витебском) вокзале ее радостно встречали сотни горожан. Торжества продолжились молебствием в офицерском собрании и завершились товарищеским ужином.

Читайте также: 

Ёлочные традиции: как создавалось волшебство праздника?

Как начинался Кронштадт. Город получил своё имя только после возведения крепости




#лыжи #поход #измайловский полк

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 1 (7823) от 10.01.2025 под заголовком «Что за поход без обоза?».


Комментарии