Чей портрет? Исследователи сомневаются, что это облик каменотеса Суханова

10 июня в разделе «Наследие» была опубликована статья «Последнее пристанище каменотеса», посвященная уточнению биографических данных известного каменотеса, одного из строителей Петербурга Самсона Ксенофонтовича Суханова. Надпись под иллюстрацией гласила: «Облик каменотеса Самсона Суханова известен благодаря художнику Василию Тропинину, который создал его портрет в 1823 году». Анализ архивных документов позволяет не согласиться с этим.

Чей портрет? Исследователи сомневаются, что это облик каменотеса Суханова | Василий Тропинин. «Старик-каменщик», 1823 г. / Репродукция. ФОТО автора

Василий Тропинин. «Старик-каменщик», 1823 г. / Репродукция. ФОТО автора

Картина, о которой идет речь, находится в столичном Музее В. А. Тропинина и московских художников его времени и называется портретом Самсона Суханова. Его в 1967 году приобрел московский собиратель Феликс Вишневский. На холсте была обнаружена подпись Тропинина, указан год написания — 1823-й, но отсутствовало название. В том же году портрет впервые фигурировал под названием «Старик-каменщик» (речь об обращенной к художнику просьбе барона Менгдена прислать ему картину. Он записал ее на обороте карандашного рисунка Тропинина «Молодой купец, выходящий на улицу»).

В 1859 году скульптор и художник Николай Рамазанов, часто бывавший у Тропинина, приводил картину «Каменщик» в списке наиболее значительных работ живописца.

Прошло еще больше века, и в 1968 году на основании давнего очерка издателя и журналиста Павла Свиньина «Приключения Суханова, русского природного ваятеля» искусствовед Тамара Буевская атрибутировала картину «Старик-каменщик» как изображение Самсона Суханова. В ее публикации «Новое об одном портрете» литературный образ был переведен в художественный, сделаны выводы, что внешность, возраст и осанка портретируемого «совпадают с характеристикой, данной ему Свиньиным».

Буевская признавала: «…документальных данных, связанных с историей написания этого портрета, пока обнаружить не удалось». Тем не менее называла ассоциации фактами, которые «свидетельствуют о том, что изображен не кто иной, как известный в те годы каменщик Самсон Ксенофонтович Суханов».

С тех пор минуло более полувека, но документальных данных, подтверждающих версию Тамары Буевской, так и не обнаружено. А внимательное отношение к документам дает полное право усомниться в ней.

Картина была написана Тропининым в 1823 году в Москве, а почти разоренный Суханов жил в это время в Петербурге. Документы фонда Академии художеств, хранящиеся в РГИА, свидетельствуют, что в том году Тропинин в Петербург не приезжал.

15 сентября 1823 года Павел Свиньин передал в академию три работы Тропинина — «Кружевницу», «Портрет художника Скотникова» и «Старика нищего», сопроводив их запиской с описанием жизни и творчества живописца. Спустя год художник был утвержден в звании академика портретной живописи. В том же 1824 году его картины участвовали в академической выставке, он получил много заказов, но в конце года покинул Петербург, после чего до своей смерти в 1857 году жил в Москве.

Еще одно обстоятельство: судя по документам комиссии для окончательной перестройки Исаакиевского собора, хранящимся в РГИА, весь 1823 год Суханов безотлучно находился в Петербурге. Четырьмя годами ранее с ним был заключен «комиссионерский договор» на «добытие» на казенных каменоломнях в Пютерлаксе гранитных колонн для портиков Исаакиевского собора.

Проверки ведения работ и трат Сухановым казенных сумм, проведенные подполковником Борушникевичем, привели к тому, что хотя конкретных обвинений ему не предъявили, но от казенных работ отстранили. В записке «О зло­употреблениях комиссионера купца Суханова…» Борушникевич, слывший честным и неподкупным, указывал на завышенную стоимость добывания гранитных монолитов и другие нарушения.

В результате комиссия постановила, что существующий порядок вещей невыгоден для казны и «добытие» остальных колонн будет производиться по подряду, что обходилось государству значительно дешевле. Это привело к разорению Суханова.

Возвращаясь к портрету: с Тропининым Суханов знаком не был. Портрета разоренного Суханова, деловой репутации которого был нанесен урон, Свиньин не заказывал. Созданный Тропининым в 1823 году в стиле романтизма портрет «Старик-каменщик» не был заказным. Кто являлся прообразом, да и был ли он, установить уже невозможно, как невозможно, за редким исключением, определить имена изображенных и на других жанровых работах Тропинина. А портрет действительно хороший… Только на нем запечатлен не Суханов!

Лучшие очерки собраны в книгах «Наследие. Избранное» том I и том II. Они продаются в книжных магазинах Петербурга, в редакции на ул. Марата, 25 и в нашем интернет-магазине.

Еще больше интересных очерков читайте на нашем канале в «Яндекс.Дзен».

#картины #история #портрет

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 158 (7241) от 26.08.2022 под заголовком «Чей портрет?».


Комментарии