Четыре часа на Победу. Как советские войска освобождали Лугу

В составе 245‑го стрелкового полка 123‑й стрелковой дивизии мы участвовали в освобождении города Луги. Прошли годы, но события четырех февральских дней 1944 года до сих пор свежи в нашей памяти, как будто все произошло вчера.

Четыре часа на Победу. Как советские войска освобождали Лугу | 1944 г. Батарея орудий ЗИС-3 ведет огонь на южной окраине города. / Фото Рафаила МАЗЕЛЕВА. Репродукция Марины ЕЛИСЕЕВОЙ

1944 г. Батарея орудий ЗИС-3 ведет огонь на южной окраине города. / Фото Рафаила МАЗЕЛЕВА. Репродукция Марины ЕЛИСЕЕВОЙ

Пасмурным утром 9 февраля полки нашей дивизии подошли к берегу реки Луги. Гитлеровцы не только создали вокруг города сеть траншей и дзотов, опоясав их колючей проволокой, но и взломали лед на реке. Как перебраться на тот берег, мы долго думать не стали. Начальник артиллерии нашего полка капитан Краснобородько первым вступил в холодную воду, добрался до плота и переправился на другой берег. За ним последовали несколько бойцов. Другие, вооружившись шестами из веток, начали прыгать с льдины на льдину. Они проваливались в воду, но метр за метром продвигались вперед. Кто‑то стал искать мелководье…

Но тут к командиру взвода разведчиков Ивану Гладченкову подошел местный паренек и сначала показал брод, а потом подвел к снежному ­бугру и сказал: «Тут, дяденька, две лодки, я их припрятал от немцев, возьмите». Переправа пошла ­быстрее, что не осталось незамеченным противником, и он открыл огонь. Заговорила и наша артиллерия.

Спустя много лет ветераны нашего полка часто приезжали в Лугу, посещали памятные места. Как-то заглянули в деревню Плосково. И Иван Афанасьевич Гладченков вспомнил про паренька. К нему тут же обратился уже немолодой мужчина. «Меня зовут Василий Савельевич Панов. Это я вам дал тогда лодки. Не раз вспоминал тот день и вас, хотелось повстречаться. И вот неожиданно получилось…» — сказал он.

…Полки с боями продвигались к городу. Чем ближе мы подходили, тем сильнее сопротивлялся враг. Вскоре мы выбили немцев из Шалова. Противник бросил против нас танки и самоходки, поддерживая их интенсивным артиллерийским и минометным огнем. Наши артиллеристы и минометчики открыли встречный.

Кстати, среди артиллеристов было немало лужан. У командира расчета В. Родионова, который добровольцем ушел на фронт, в городе оставались жена и дети, и он беспокоился об их судьбе. У сержанта Ф. Смирнова в Луге жили родители. Раненный в ногу, он находился в медсанбате, и вдруг Красильников увидел его рядом с орудием. «Раз не выдержал, отпросился — ну тогда принимай расчет», — сказал ему капитан.

Перед штурмом города в полках и батальонах побывал командир дивизии генерал-майор А. П. Иванов. Солдатам объясняли, как грамотно вести уличный бой в городе. Делали это те, кто уже имел такой опыт. Старший сержант Атманов, участник Сталинградской битвы, советовал запастись гранатами и не выходить на середину улиц. Участник ­освобождения Севастополя Белянин рассказал, как он и его товарищи выбивали немцев из подвалов домов.

Штурм был назначен на 12 февраля на 17.00.

Каждому хотелось первым вступить в город. В деревянном домике на окраине разведчики обнаружили взвод немцев. Они быстро окружили его и предложили оккупантам сдаться. Девять вышли с поднятыми руками, а двое попытались скрыться через окно, но их настигла автоматная очередь.

Одновременно на опушке показалась группа людей. Майор В. Степанов подал команду: «К бою!». «Товарищи, не стреляйте, мы партизаны!» — раздалось в ответ. Что тут было — трудно передать! Мы бросились друг к другу, в воздух полетели шапки-­ушанки…

А город уже пылал. Фашисты поджигали и взрывали дома. Мы двигались к железной дороге. К нам подбежала пожилая женщина с криком: «Не сжигайте мой дом, у меня немцы всех поубивали…». «Не беспокойтесь, мы бойцы Красной армии», — ответили ей. Она стала нас обнимать, приговаривая: «Родимые, мы вас так заждались!».

Воины нашей дивизии и 11‑й партизанской бригады с северо-запада прорвали немецкую оборону и ворвались в город. На подступах к музыкальной школе враг вел огонь из крупнокалиберного пулемета. Наши никак не могли его уничтожить. «Дайте мне его достать», — сказал командир расчета противотанковых ружей сержант В. Воронин. Он прицелился и нажал спусковой крючок своего ружья. Вражеская точка замолчала, и бойцы пошли вперед.

На левом фланге, где наступала 6‑я стрелковая рота, тоже никак не удавалось подавить огневые точки противника. Это попытался сделать пулеметчик А. Жемчугов со своим расчетом, но вскоре он остался один. Когда кончились ­патроны, с гранатой он незаметно подполз к врагу и заставил его замолчать. Командир полка наградил бойца медалью «За отвагу».

Наши воины очищали от оккупантов одну улицу за другой. И в 21.00 над старинным зданием на Базарной площади взвилось Красное знамя, которое водрузил разведчик Иван Кононенко. В это время сержант Смирнов спешил на улицу, где жили его родители. Улицу он не узнал: вместо домов на ней торчали одни лишь печные трубы…

Рано утром 13 февраля состоялся общегородской митинг, и в этот же день в Москве был дан салют в честь освобождения Луги.

Лучшие очерки собраны в книгах «Наследие. Избранное» том I и том II. Они продаются в книжных магазинах Петербурга, в редакции на ул. Марата, 25 и в нашем интернет-магазине.

Еще больше интересных очерков читайте на нашем канале в «Яндекс.Дзен».

#история #Великая Отечественная война #блокада Ленинграда

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 55 (7138) от 29.03.2022 под заголовком «Четыре часа на Победу».


Комментарии