Чего вам пожелать? Предсказания из газет предреволюционной России

В газетах предреволюционной поры был обычай: накануне нового года или в его первый день известные петербургские персоны выступали со своими пожеланиями и предсказаниями. Сегодня их прогнозы могут показаться в чем‑то наивными, ведь у нас по сравнению с этими людьми есть главное преимущество: мы‑то уже знаем, что было дальше. А потому легко оценим, кто из них и в какой степени оказался прозорливым…

Чего вам пожелать? Предсказания из газет предреволюционной России | ФОТО Tim Mossholder on Unsplash

ФОТО Tim Mossholder on Unsplash

«От нового года я не жду особенно великих и богатых милостей. Дай Бог поработать побольше, да получше. Искренне желаю, чтобы сгустившиеся над Балканами тучи рассеялись поскорее без грома и молнии». С такими словами выступил 1 января 1909 года известный в ту пору политик Александр Иванович Гучков, депутат Государственной думы.

Увы, мечты его не сбылись: тучи на Балканах не рассеивались, а только сгущались. Спустя несколько лет там случилось две вой­ны. Сначала, в 1912 – 1913 годах, страны Балканского полу­острова потеснили турок, а затем, в течение нескольких месяцев 1913 года, победители дрались уже между собой. В коалицию против Болгарии вошли Сербия, Черногория, Греция, Румыния и даже Турция. В результате Болгария капитулировала и лишилась большей части своих приобретений, полученных в первой войне…

Что же касается пожелания «поработать побольше, да получше»… Гучков был известен как отъявленный дуэлянт, и, пожалуй, самое главное, что с ним случилось в 1909 году, была дуэль с депутатом Государственной думы Алексеем Алексеевичем Уваровым. Поводом стало то, что тот в беседе со Столыпиным назвал Гучкова «политиканом». На поединке Уваров был легко ранен.

Этот инцидент стал даже причиной заключения Гучкова в Петропавловскую крепость. Причем он занимал тогда пост председателя Госдумы. Гучков временно сложил полномочия, а потом снова вернулся к своим обязанностям, выйдя из заключения…

«В последнее время никто не пишет романов!» — восклицал на страницах «Петербургской газеты» в первый день того же 1909 года Казимир Станиславович Баранцевич, сетуя, что вряд ли и в следующем году появятся романы. Любопытно, что свои авторитетные оценки о состоянии и перспективах литературных дел давал писатель, нынче совершенно забытый… А в свое время Баранцевич активно участвовал в деятельности Общества любителей российской словесности, и в 1900 году Антон Павлович Чехов даже предлагал его кандидатуру в почетные академики.

«…Да позволено будет надеяться, что настоящее безвременье — и литературное, и общественное — недолговечно, что за свинцовыми тучами наступившего мрака скрывается вольный, великий ветер, который вырвется наконец из плена, разгонит тучи, очистит небо и покажет нам солнце», — замечал Баранцевич.

Не особенно оптимистичными были в тот день и новогодние оценки артиста Александринского театра Василия Пантелеймоновича Далматова. «Сейчас мы переживаем ужасное переходное время. Настоящий век электричества! Всюду царит какая‑то сумятица, хаос. Публика истребляет актера, уничтожает актерскую индивидуальность… Драматические произведения приобрели характер чего‑то отрывочного, написанного на лету. Вместо прежних трагедий и драм появились какие‑то сцены, эпизоды, хроники. При этом все бьет на сенсацию… Только одна императорская сцена еще поддерживает традиции и держится художественного репертуара… И критика театральная тоже теперь не та, что во времена Белинского. Вместо серьезных статей и фельетонов пошли заметки, наброски, да вдобавок анонимные, безответственные».

И только композитор Александр Константинович Глазунов, профессор Санкт-Петербургской консерватории, блистал тогда оптимизмом: «Давно у нас в России не наблюдался такой расцвет музыкальных талантов, как в наше время… Консерватория полна талантливой молодежи, нужны средства и силы помочь ей идти по пути совершенствования в искусстве»…

Еще более любопытны пожелания, высказанные известными общественными деятелями под новый, 1914‑й, год. В обществе уже царило ощущение беспокойства, предчувствие грядущей беды. В первую очередь потому, что весьма неспокойно было в Европе. «Желаю, чтобы судьба избавила грядущий год от тяжелых для человечества событий, которыми изобиловал несчастливый 1913 год», — заявлял композитор Глазунов.

Что же касается Петербурга, то городские деятели, естественно, желали городу процветания во всех сферах жизни и деятельности. «Богатство — вот основа благополучия каждого города, — заявил городской голова граф Иван Иванович Толстой. — И я от души желаю родному городу в 1914 году разбогатеть, чтобы по мере возможности было улучшено его благоустройство».

Что ж, пожелание родному городу разбогатеть можно считать универсальным для всех времен…


#газеты #предсказания #история

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 247 (7576) от 29.12.2023 под заголовком «Чего вам пожелать?».


Комментарии