2Vtzqv4Hz9U

Ботик Петра I приехал на поезде. Зачем потревожили старинное судно?

Знаменитый ботик Петра I, официально признанный «дедушкой русского флота», — одна из главных петровских реликвий. В 1723 году он по распоряжению самого Петра был перевезен из Москвы на берега Невы, хранился в Петропавловской крепости и за все дореволюционное время всего шесть раз покидал ее, причем всегда ради различных торжественных событий. Последний раз ботиком воспользовались в мае 1872 года, когда он совершил путешествие на «историческую родину» и, как во времена молодости своего венценосного капитана, торжественно проплыл по Москве-реке. Поводом послужила Политехническая выставка, приуроченная к 200‑летнему юбилею со дня рождения Петра Великого. Подробности сохранились в документах Российского государственного исторического архива.

Ботик Петра I приехал на поезде. Зачем потревожили старинное судно? | ФОТО Unsplash

ФОТО Unsplash

Накануне путешествия ботик заново покрасили изнутри и снаружи, у него заменили киль, а подводную часть обили медью. Отправление ботика происходило в точном соответствии с особым церемониалом, лично утвержденным императором Александром II.

Члены Адмиралтейств-совета (высшего военно-морского учреждения) подписали «форменную расписку» в принятии реликвии и вручили ее коменданту Николаю Дмитриевичу Корсакову. После этого специально сформированная команда из военно­служащих Морского гвардейского экипажа взяла ботик на руки и под наблюдением многочисленной публики пронесла его через крепость к Невским воротам, где ждала заранее приготовленная баржа.

«Со всевозможной осторож­ностью» ботик установили на баржу, после чего к нему присоединился почетный караул «в форме и вооружении, современных Великому Петру». После того как баржу принял на буксир паровой баркас и она двинулась по Неве, со стен крепости и стоящих напротив кораблей грянул пушечный салют в честь «дедушки русского флота».

Сопровождаемая почетным эскортом судов, баржа с ботиком торжественно проходила мимо заполненных публикой набережных. Как указывалось в отчете, «все дома здесь и, в особенности, те, основание которых относится к Петровской эпохе, были пышно расцвечены флагами». Праздничное оформление к этому дню получили стоявшие на Неве корабли, яхты и шлюпки. На самом ботике подняли императорский штандарт и флаг с андреевским крестом.

У «Медного всадника» баржа с ботиком причалила к парадной пристани, где ее встречали ­войска и духовенство. Был отслужен благодарственный молебен, «провозглашена вечная память великому императору Петру I и, вслед за сим, многолетие победоносному российскому флоту». Вновь был дан салют из Пет­ропавловской крепости и с ко­раблей, после чего ботик продолжил свой путь.

Процессия добралась до Гутуевского острова, где после очередной церемонии ботик водрузили на специальную «великолепно отделанную вагонную платформу», покрытую красным сукном, и по железной дороге, построенной товариществом Николая Путилова для соединения его завода с побережьем Финского залива и железными дорогами столицы, отправили в Москву. Локомотив с вензелем Петра I был украшен гирляндами, цветами и флагами.

В Москву ботик прибыл вечером следующего дня, а 30 мая, в день рождения Петра Великого, судно торжественно спустили на воду и на буксире доставили к Морскому павильону Политехнической выставки, располагавшемуся у стен Кремля. На берегу Москвы-реки для встречи «дедушки русского флота» собрались свыше 100 тысяч человек.

Все лето 1872 года реликвия находилась в центре Морского павильона, экспонаты которого рассказывали о развитии российского кораблестроения с петровских времен. 30 августа под звуки орудийного салюта и хора военной музыки ботик был отправлен в обратный путь.

И снова все повторилось, только в обратном порядке. Ботик водрузили на ту же баржу, что и в мае, Петропавловская крепость салютовала «дедушке русского флота» 31 орудийным выстрелом, на что он отвечал тремя выстрелами из установленных на его борту фальконетов — небольших артиллерийских орудий. Комендант Корсаков встретил судно у Невских ворот и с почетным караулом сопроводил до места хранения в Ботном доме, куда ботик снова перенесли на руках военнослужащие Морского гвардейского экипажа.

С чем были связаны такие особые церемонии? Двухсотлетний юбилей Петра I, торжественно и с большим размахом отмечавшийся в 1872 году, пришелся на своеобразный пик эпохи великих реформ, а потому имел важное политическое и символическое значение. Поэтому для Александра II и правящей элиты было важно «застолбить» за собой авторитет Петра I и величие его деяний.

Уже полным ходом шли военные реформы, всего через два года после выставки была ликвидирована рекрутская система и введена всесословная воинская повинность. У новой системы комплектования армии и флота было немало противников в среде консервативно настроенных военных деятелей и дворянских пуб­лицистов, отстаивавших свою сословную неприкосновенность. В этом смысле славное военное прошлое Петровской эпохи (а ботик являлся одним из ее зримых символов) должно было послужить изменению общественного мнения в пользу преобразований.

Ради того чтобы успешно разрешить эту «политтехнологическую» задачу, и решено было потревожить «дедушку русского флота». Вопрос о сохранности старинного судна во время перемещения из одной столицы в другую и длительного экспонирования на чрезвычайно популярной и многолюдной Политехнической выставке был отодвинут на второй план.

После возвращения ботика на берега Невы его больше ни разу не подвергали подобным переездам. Даже в 1903 году, когда отмечалось 200‑летие Петербурга, он не принимал участия в юбилейных торжествах. Уже после революции, в 1928 году, петровское судно перевезли в Петергоф, где оно на протяжении 12 лет находилось в деревянном павильоне-беседке недалеко от дворца «Монплезир». А в 1940 году его поместили в Центральный военно-морской музей, где оно находится и ныне.

Лучшие очерки собраны в книгах «Наследие. Избранное» том I и том II. Они продаются в книжных магазинах Петербурга, в редакции на ул. Марата, 25 и в нашем интернет-магазине.

Еще больше интересных очерков читайте на нашем канале в «Яндекс.Дзен».

#судно #история #корабли

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 158 (7241) от 26.08.2022 под заголовком «Ботик приехал на поезде».


Комментарии