Большой террор в исполнении Николая Ежова. Расстрелян и не реабилитирован

Народный комиссар внутренних дел СССР 1936–1938 годов Николай Иванович Ежов родился 1 мая 1895 года. Признан одним из главных организаторов массовых репрессий 1937–1938 годов, известных как Большой террор. На эти годы пришелся пик репрессий советского времени, этот период получил название «ежовщина».

Большой террор в исполнении Николая Ежова. Расстрелян и не реабилитирован | Николай Иванович Ежов. Фото: Wikimedia Commons / Public Domain

Николай Иванович Ежов. Фото: Wikimedia Commons / Public Domain

И все же наркома внутренних дел следует считать не столько организатором Большого террора, сколько одним из его особо яростных исполнителей. Массовые репрессии в СССР начались с приходом к власти Иосифа Сталина и продолжались – с разной степенью интенсивности - все годы его правления, вплоть до смерти в марте 1953 года. Ежов, чувствуя востребованность сверху в арестах и казнях, возможно, лишь несколько перестарался. 

Уроженец дореволюционного Санкт-Петербурга Николай Ежов назначен Народным комиссаром внутренних дел СССР в сентябре 1936 года, сменив на этом посту Генриха Ягоду. При Ежове появились так называемые разнарядки местным органам НКВД с указанием числа людей, подлежащих аресту, высылке, расстрелу или заключению в лагеря или тюрьмы. 1937-1938 годы вошли в историю нашей страны, как период «ежовщины». Массовым репрессиям предшествовала «чистка» самих органов госбезопасности от сотрудников Ягоды, арестованного и расстрелянного. При этом новый нарком объявил о раскрытом им «заговоре» в органах НКВД.

2 марта 1937 года Ежов в докладе на пленуме ЦК ВКП(б) выступил с резкой критикой положения дел в НКВД, указав на провалы в агентурной и следственной работе. Пленум одобрил доклад и поручил Ежову навести порядок в органах НКВД. Нарком понял это по-своему и приступил к арестам. Репрессированию подверглась большая часть руководящего состава Главного управления государственной безопасности НКВД СССР.

Позднее, уже после ареста, в своем последнем слове на суде Ежов, в частности, заявил: «Я почистил 14 000 чекистов. Но моя вина заключается в том, что я мало их чистил. У меня было такое положение. Я давал задание тому или иному начальнику отдела произвести допрос арестованного и в тоже время сам думал: ты сегодня допрашиваешь его, а завтра я арестую тебя. Кругом меня были враги народа, мои враги. Везде я чистил чекистов. Не чистил лишь только в Москве, Ленинграде и на Северном Кавказе. Я считал их честными, а на деле же получилось, что я под своим крылышком укрывал диверсантов, вредителей, шпионов и других мастей врагов народа».

Проводимые при Ежове репрессии стали носить неуправляемый характер. В августе 1938 года первым заместителем Ежова по НКВД и начальником Главного управления государственной безопасности был назначен один из «северокавказцев» - Лаврентий Берия. Вскоре после этого Ежов написал в Политбюро и лично Сталину прошение об отставке. Преемником стал Берия, который с конца сентября 1938 года по январь 1939 года провел широкомасштабные аресты людей Ежова в НКВД, прокуратуре и судах.

После отставки Ежов был назначен наркомом водного транспорта. Но Берия продолжал расследование дел своего предшественника. 10 апреля 1939 года, когда были вскрыты «новые обстоятельства по делу», Николай Ежов был арестован и помещен в Сухановскую особую тюрьму НКВД. Через 10 месяцев, 3 февраля 1940, года Военная коллегия Верховного Суда СССР приговорила бывшего наркома внутренних дел к высшей мере наказания по обвинению в подготовке антисоветского государственного переворота. На следующий день приговор был приведен в исполнение.

В отличие от многих других арестованных и казненных жертв массовых репрессий Николай Ежов не был реабилитирован. Погребен в безымянной могиле на Донском кладбище в Москве, точное место неизвестно.

Лучшие очерки собраны в книгах «Наследие. Избранное» том I и том II. Они продаются в книжных магазинах Петербурга, в редакции на ул. Марата, 25 и в нашем интернет-магазине.

Еще больше интересных очерков читайте на нашем канале в «Яндекс.Дзен».

#репрессии #Советский Союз #НКВД

Комментарии