Без знаков отличия. Как фотокорреспонденты снимали августовский путч
Баррикада на проспекте Майорова (ныне Вознесенском) на подходах к Мариинскому дворцу, вдалеке, на Исаакиевской площади – многотысячный митинг. Автор этого снимка Михаил Дмитриев, в ту пору один из наиболее известных фотокорреспондентов города, вспоминает, что сделал этот кадр при помощи широкоугольного объектива, взобравшись на стоящий поблизости грузовик...
Конечно, подобные баррикады были, скорее, чисто символическими: они бы не остановили танки. Важен был искренний порыв людей, стремившихся отстоять свое достоинство и защитить избранную ими власть. / ФОТО из коллекции ЦГАКФФД Санкт-Петербурга
Во время августовских событий 1991 года на улицах и площадях Ленинграда работали журналисты многих СМИ – информационных агентств ТАСС, Агентства печати «Новости» (АПН), газет «Ленинградская правда», «Смена», «Вечерний Ленинград», «Час Пик», «Невское время».
«К тому времени у меня уже закончился контракт с АПН, и я стал «вольным художником». Работал в паре с моим коллегой фотокорреспондентом Замиром Усмановым. Мы сотрудничали в основном с финским агентством «Лехтикува» и разными ленинградскими и московскими изданиями. Работали как фрилансеры, на свой страх и риск», – вспоминает Михаил Дмитриев.
По его словам, когда 19 августа начались стихийные митинги, на улицах чувствовалось очень сильное напряжение. Сразу пришло осознание, что надо снимать все, что происходит вокруг. О том, что дальше делать с отснятыми кадрами, они тогда не думали. В первый день путча работали на Исаакиевской площади, у Мариинского дворца, где находились Ленсовет и мэрия города. Информацию ловили буквально «из воздуха».
«Нам важно было показать, как люди реагировали на события, – рассказывает Михаил Дмитриев. – Мы, фотокорреспонденты, искали эти эмоции. Камеры мы не прятали, носили открыто. Повязок с надписью «пресса» на нас не было. Оцепления на площади не было, и удостоверения никто не спрашивал. На случай если с одним из нас что-то случится, договорились передать друг другу кассеты с отснятой пленкой и вынести их с площади. Но в итоге это не понадобилось. Никаких потасовок не было, что особенно поразило – народ на площади был трезвый».
Горожане начали строить баррикады после того, как стало известно, что путчисты двинули на Ленинград танки. Многие заграждения попали в объектив фотокорреспондентов.
«Мы находились даже в более опасном положении, чем те, кто их строил, – вспоминает Дмитриев. – Ведь когда я держу фотоаппарат и смотрю в видоискатель, я не вижу, что вокруг делается. Фотографы всегда на войне в самом уязвимом положении. А это начиналась самая настоящая война. Потом кто-то из членов ленинградского правительства сообщил, что Собчак договорился, танки остановлены. До этого момента напряжение было очень сильным, а потом состояние опасности на площади стало стихать».
Фотокорреспондентам удалось запечатлеть участников чрезвычайной сессии Ленсовета, а на следующий день, 20 августа, – гигантский митинг на Дворцовой площади. По словам Дмитриева, он «не разделял тогда время на какие-то дни, утро, вечер – эти несколько дней слились в памяти в один длинный-предлинный день».
Основную часть отснятых пленок фотокорреспонденты переправили в Финляндию. «Они там проявили пленки, вырезали несколько кадров, а остальное прислали обратно. Много взяли кадров с Анатолием Собчаком, но часть пленок так и не пригодилась. Ведь для советской и зарубежной прессы главными были события в Москве», – рассказывает Дмитриев.
Некоторые кадры со временем были опубликованы в городских и московских изданиях. Долгое время весь материал хранился у Михаила Дмитриева, а несколько лет назад со всей коллекцией автор передал пленки на хранение в архив ЦГАКФФД СПб.
Лучшие очерки собраны в книгах «Наследие. Избранное» том I и том II. Они продаются в книжных магазинах Петербурга, в редакции на ул. Марата, 25 и в нашем интернет-магазине.
Еще больше интересных очерков читайте на нашем канале в «Яндекс.Дзен».
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 154 (6992) от 20.08.2021 под заголовком «Фотокоры без знаков отличия».
Комментарии