Без иронии. Одинаковыми в Москве и Ленинграде были только панельные «хрущевки»
Вспомним любимый новогодний фильм «Ирония судьбы, или С легким паром!» режиссера Эльдара Рязанова и отдадим должное прозвучавшей в ней художественной сатире на типовое строительство в 1960 – 1970‑х годах.

ФОТО Дмитрия РАТНИКОВА
Только сразу уточним: при всем своем размахе оно все же не делало города СССР абсолютно одинаковыми. В советское время существовали московская и ленинградская архитектурные школы, а домостроительные конвейеры хоть и были заняты одним делом, но продукция с них сходила все‑таки разная. Поэтому практически все серии домов в Ленинграде и Москве выглядят по‑своему и отличаются от того, что построено в других городах. И никакие «общесоюзные» серии в обеих столицах не представлены.
Дом в Ленинграде, в котором, по версии создателей фильма, жила Надя Шевелева, снимали в Москве. И «в натуре» он существует только в Москве, таких нет в Ленинграде. И к серийному строительству он никак не относится. Речь — об экспериментальном пятиподъездном 16‑этажном панельном жилом доме И-99-47/406 на 275 квартир, построенном в первой половине 1970‑х годов. В Москве таких домов было всего три, и все — на проспекте Вернадского…
Но есть ли вообще в Северной столице точно такие же дома, как и в Москве? Есть. Точнее, были. Это пятиэтажные панельные «хрущевки» (серии К-7 в Москве и ОД в Ленинграде) с абсолютно плоскими стенами и глухими торцами, без балконов и выступов.
В Москве их построили 220 штук в 1959 – 1966 годах во многих районах, преимущественно на западе, северо-западе и севере столицы. Больше всего их было в районе Хорошево-Мневники — почти 100 на улице Народного Ополчения, проспекте Маршала Жукова, Карамышевской набережной и других. Существовали они в районе Медведкова, Ховрина, Тушина и Ленинского проспекта. К настоящему времени все они снесены в ходе реновации.
В Ленинграде в 1960 – 1965 годах возвели 245 таких панельных зданий, причем довольно компактно, почти все они расположены в южной части Невского района — на улицах Седова, Бабушкина и Народной. Лишь несколько есть в Купчине и 4 — в Полюстрове. И все до сих пор стоят.
Вот если бы Женя Лукашин и Надя Шевелева жили в таких домах — то еще можно было бы представить, что главный герой, даже в трезвом состоянии, выйдя из такси у своего подъезда, попал (или по крайней мере постучался) в чужую квартиру, ни о чем не подозревая. Отделка одинаковая, лестничные клетки совершенно одинаковые и планировки трех-четырехкомнатных квартир также…
А вот что касается домов большей этажности, то строительные конвейеры двух столиц выпускали уже менее похожие серии домов. К тому же Москва в конце 1960‑х годов взяла планку 12 и 16 этажей, а Ленинград еще долго осваивал эти типы домов, особенно панельных, и массовыми они стали только в 1980‑е годы. Так что в плане похожести серий Москва и Ленинград — наименее удобный вариант для сравнения. Гораздо легче найти «московские» дома в Мурманске или «ленинградские» в Новом Уренгое…
Лучшие очерки собраны в книгах «Наследие. Избранное» том I и том II. Они продаются в книжных магазинах Петербурга, в редакции на ул. Марата, 25 и в нашем интернет-магазине.
Еще больше интересных очерков читайте на нашем канале в «Дзен».
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 1 (7330) от 09.01.2023 под заголовком «Без иронии ».
Комментарии