Беспредел в «Пикадилли». Почему прокат фильма «Робин Гуд» в Ленинграде закончился побоищем

«Вчера в десятом часу вечера на дворе кинотеатра «Пикадилли» (Пр. 25 Октября, 60) собралась большая толпа, пытавшаяся с профсоюзными билетами проникнуть в помещение кинотеатра на второй сеанс. Напрасно администрация «Пикадилли» указывала собравшимся на большие плакаты с уведомлением, что на картину «Робин Гуд» профсоюзные билеты действительны только на первый сеанс. Толпа не расходилась». Так «Новая вечерняя газета» в номере от 18 сентября 1925 года начинала рассказ об осаде нынешнего кинотеатра «Аврора» на Невском.

Беспредел в «Пикадилли». Почему прокат фильма «Робин Гуд» в Ленинграде закончился побоищем | ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

В том сентябре в Ленинграде показывали американский черно-белый немой художественный фильм о герое английских народных баллад. Его с участием популярного актера Дугласа Фэрбенкса снял режиссер Аллан Дуон. Эта лента, созданная в 1922 году, стала одним из самых кассовых фильмов десятилетия.

В СССР «Робин Гуд» пришел в 1925 году. В самом разгаре - нэп, и развлечения «буржуазного свойства» были в чести. В репертуаре кинотеатров тех лет можно заметить явное преобладание зарубежных фильмов. Уже их названия сулили виртуальное путешествие в сказку: «Индийская гробница», «Похождения аристократки», «Девушка в маске», «Женщина и леопард». А «Робин Гуд» советские афиши прямо именовали «грандиозным мировым фильмом».

Немое кино, разумеется, старались поддерживать музыкальным сопровождением. Предпринимались даже попытки составления своего рода музыкальных сценариев: отрывки монтировали в соответствии с характером действия, разворачивавшегося на экране. В больших кинотеатрах играли оркестры, в тех, что поменьше, обходились роялем.

Часть билетов распределялась через профсоюзы. Кинотеатр осаждали толпы народа. В случае с «осадой» «Пикадилли» его администрация вынуждена была даже вызвать наряд конной милиции, однако и это помогло не сразу. Люди отказывались расходиться: мол, не уйдем, пока не посмотрим картину! Некоторых особо рьяных киноманов забрали в милицию...

В дальнейшем ситуация не только не улучшилась, но даже обострилась: в один из последующих дней в «Пикадилли» произошло настоящее побоище. Как и прежде, фойе запрудили люди с профсоюзными билетами, и администрация привычно объявила, что на этот сеанс действительны только билеты, купленные в кассе. Люди не расходились, и желающие приобрести билеты попросту не могли добраться до кассы.

В дело вновь вмешалась милиция, которая стала удалять из фойе владельцев профсоюзных билетов. Те пытались объяснить, что они уже неделю ходят со своими корочками в надежде посмотреть «хоть какую-нибудь кинокартину», но все равно были доставлены в отделение.

Когда же администрация решилась наконец открыть двери в кинозал, началась давка. «Во все стороны летели галоши, шляпы, кепки... Да, в боях за кино-места стыду нет места. Тут ставка на звериную силу, на ловкость и упругость локтей... Кто свалит другого и пойдет по нем сапогами, тот сядет на «первое» место и будет считать себя счастливцем...». Таким грустным выводом «Новая вечерняя газета» завершала серию репортажей из «киношной» жизни Ленинграда середины 1920-х годов.

Власти оштрафовали администрации кинотеатров за «допущение свалки и побоища у входа в кино», а решительные и подчас жесткие действия милиции были признаны «вполне правильными».

#кино #прокат #история города #Ленинград

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 220 (6573) от 22.11.2019 под заголовком «Свидание с Робин Гудом».


Комментарии