Бегство в Неволю. Последний адрес писателя Леонида Андреева
«Сим удостоверяю, что Леонид Николаевич Андреев скончался от паралича сердца 12-го сентября 1919 в 6 час вечера в Неволя дача Фальковского близ станции Мустиамяки. Доктор медицины А. Пилацкий».
Одни называли Леонида Андреева гением, другие - безумцем, книги которого следует запретить. Открытка из коллекции автора
Неволя - это несколько исковерканное название финской деревушки Нейвола, остатки которой вошли в нынешний поселок Горьковское, тогда имевший название Мустамяки...
Леонид Андреев был одним из самых популярных писателей начала XX века. Огромные гонорары дали ему возможность построить в финской части Карельского перешейка в деревне Ваммельсуу (ныне Серово) огромный дом, в котором только печей было девятнадцать штук. Здесь он прожил почти десять лет. Счастливых? Внешне, казалось бы, да.
Разносторонние таланты позволяли сделать жизнь нескучной: целая флотилия катеров (он был активным членом Терийокского яхт-клуба), страстное увлечение фотографией, живописью. Но, судя по его произведениям и дневнику, можно сделать вывод, что покоя в душе не было. Были мучительные бессонные ночи. Корней Чуковский вспоминал о бесконечных монологах о смерти - любимой теме Андреева.
Страшный удар писатель получил в 1917 году. Приветствовав события Февральской революции, он быстро разочаровался, радость сменилась горечью, а пришедших к власти большевиков Андреев просто ненавидел. Его рассказ «S.O.S.» наполнен этой ненавистью до краев. А тут еще гражданская война в Финляндии, закончившаяся победой белых финнов. Это был короткий, но очень жестокий период террора. Любого русского человека могли расстрелять на месте только за то, что он русский.
Отрезанный от России Андреев заниматься творчеством не мог - он сам говорил об этом одному финскому газетчику. Переезд в Нейволу был попыткой уйти от душевного одиночества.
На одной из последних страниц его дневника есть запись: «Такая печальная, такая мрачная, такая тоскливая моя жизнь. Сколько ни оглядывайся назад - все позади мрачно, страдание, темнота. Только детство счастливо и радостно. И страшно мне мечтать (или писать) о жизни, и радостно, и так близко стоит смерть. Смерть. Но я-то сам не боюсь ее. Пускай приходит. Пускай приходит поскорей и берет. Надоело. Надоело!».
А ведь в 1919 году Андрееву исполнилось всего 48 лет. Творить и творить! Была любящая жена, подрастали дети. Правда, с одним из них, Даниилом, впоследствии автором знаменитой книги «Роза мира», отношения были натянутыми. Его в 1906 году родила первая жена Андреева А. М. Велигорская, умершая при родах. «Хорошо, что я рос у Добровых, а не у отца», - вспоминал он. Добровы - это семья Елизаветы Михайловны, сестры матери Даниила, его воспитавшая.
О литературном наследии Леонида Андреева написано немало работ, но его разносторонние таланты, несомненно оказывавшие влияние на его произведения, еще требуют внимательного изучения. Его жизнь тесно связана с Карельским перешейком, поэтому ежегодно в Зеленогорске местные краеведы при поддержке муниципалов из Серова проводят конференции, посвященные жизни и творчеству писателя. И надо сказать, что каждая из них приносит новые открытия...
Похоронили Андреева на Марьиной горе рядом с могилой Марии Крестовской, дочери писателя Всеволода Крестовского, - есть такое красивое и грустное место в нынешнем поселке Молодежный Курортного района. Но в 1956 году прах Андреева перезахоронили на Литераторских мостках Волкова кладбища. Тем не менее Марьина гора помнит, что там когда-то покоился известный русский писатель. Помнят Леонида Андреева и остатки фундамента огромного дома, уцелевшие на берегу Черной речки. Помним и мы.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 201 (6554) от 25.10.2019 под заголовком «Бегство в Неволю».
Комментарии