Бега на льду Невы. История популярной зимней забавы в Петербурге

На фоне блистательных архитектурных панорам мчатся во весь опор сани и всадники, отделенные от зевак невысоким дощатым барьером. За ним — горожане, пришедшие поглазеть на бега. Можно даже представить, как изображенный художником бородатый купец в богатой шубе спорит со своим визави: «Нет, Поликарп Семенович, эта кобыла сегодня точно будет первой — смотрите, как резво идет!»…

Бега на льду Невы. История популярной зимней забавы в Петербурге | «До чего же приятно смотреть, — писал Теофиль Готье, — как по ровному, очищенному от снега льду, похожему на пласт темного стекла, проносятся великолепные животные, за которых часто плачены сумасшедшие деньги!» / Репродукция. ФОТО автора

«До чего же приятно смотреть, — писал Теофиль Готье, — как по ровному, очищенному от снега льду, похожему на пласт темного стекла, проносятся великолепные животные, за которых часто плачены сумасшедшие деньги!» / Репродукция. ФОТО автора

Бега на льду Невы, изображенные на акварели Василия Семеновича Садовникова, созданной в 1840‑е годы, были одной из самых популярных зимних забав прежнего Петербурга. Затянутая льдом и припорошенная снегом река словно специально была создана для таких забав: широта, простор!

Особо строгих правил «невских бегов» не было, в одном забеге могли сойтись и крестьянские сани, и аристократические повозки. Французский литератор Теофиль Готье в своем «Путешествии в Россию» посвятил состязаниям на Неве целую главу. Он, можно сказать с кинематографическими подробностями, живописал яркую картину: «…Длинными струями пар выбивается из пунцовых ноздрей, туман окутывает бока, а хвосты будто осыпаны алмазной пудрой. Их подковы как бы кусают гладкую и скользкую поверхность, поглощая пространство с такой гордой уверенностью, как будто бегут они не по льду, а по прекрасно утрамбованной аллее».

Однажды писатель стал свидетелем, по его словам, «живописного инцидента». Владимирский мужичок, прибывший на своей ­крестьянской тройке в столицу по каким‑то делам, смотрел из толпы на зимние бега. И вдруг душа не выдержала: он выехал на гладь Невы на своей «примитивной дикарской повозке», запряженной мохнатыми лошадками, и помчался во весь опор.

«Три его плохо вылизанных медвежонка с чувством гордости встряхнули головами, как если бы они понимали, что в данный момент защищали честь бедной деревенской лошадки. Не дожидаясь понукания, они пошли таким ходом, что другие участники бегов начали волноваться. Маленькие ножки лошаденок неслись ветром, они опередили всех чистокровных лошадей английской и орловской рысистой породы на одну минуту и несколько секунд», — сообщал француз.

Далее он описывал, как мужичонка в засаленном тулупе, облезлой меховой шапке и белых разношенных валенках получил заслуженный приз — чеканную серебряную вещицу, после чего был атакован желающими без промедления купить лошадок за большие деньги. Отмахнувшись от заманчивых предложений и завернув драгоценную награду в кусок грязной ветоши, он отправился восвояси. Казалось, за все блага мира не хотел он расстаться со своими лошадками, которые, хоть и на миг, на одно мгновение, прославили его на весь Петербург.

ГАЗЕТНЫЙ ЗАЛ

«В честь исполняющегося 200‑летия Петербурга конькобежцы устроили 11‑го февраля оригинальный карнавал на льду, изображающий русско-голландский праздник времен великого преобразователя России. Все декоративные украшения катка и характерные костюмы ряженых были скопированы по рисункам художников в стиле масленичных карнавалов петровской эпохи. У колоссальной статуи Петра Первого был выстроен взвод «потешных» в их живописной амуниции».

«Петербургский листок»,

16 февраля 1903 г.

Лучшие очерки собраны в книгах «Наследие. Избранное» том I и том II. Они продаются в книжных магазинах Петербурга, в редакции на ул. Марата, 25 и в нашем интернет-магазине.

Еще больше интересных очерков читайте на нашем канале в «Яндекс.Дзен».

#зима #история #развлечения

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 15 (7098) от 28.01.2022 под заголовком «Невские бега».


Комментарии