Банкротство за труды. Таков был финал предпринимательской деятельности Николая Путилова
Промышленник Николай Иванович Путилов — человек для нашего города, безусловно, знаковый: основатель Путиловского и соучредитель Обуховского заводов, строитель Морского канала и основоположник Морского порта. Как говорил он сам, «Петр прорубил окно в Европу, нам надо открыть туда дверь!»… В постсоветские годы предпринимателю было посвящено немало публикаций, тем не менее, как считает наш собеседник, петербургский краевед, журналист и писатель Олег ПУТИН, в биографии и деятельности Путилова осталось еще немало неизвестных деталей. О них мы сегодня и поговорим.
Этот портрет Николая Путилова работы художника Петра Бореля был опубликован в 1880 году в газете «Всемирная иллюстрация» вместе с некрологом о смерти промышленника./Репродукция. ФОТО автора
— Олег Николаевич, а почему вас заинтересовала личность Николая Ивановича Путилова?
— Произошло это лет пять назад, когда я работал над изданием по истории Невского проспекта. Какая взаимосвязь? Как оказалось, в доме № 5 в конце XIX века находилось правление акционерного общества Путиловских заводов. Обратился к истории предприятия, ознакомился с биографией Путилова. Просматривая публикации о нем, обнаружил, что его имя обросло легендами и слухами, часто противоречащими друг другу.
Пришлось отбросить все прочитанное и обратиться к первоисточникам — петербургским и московским архивам. Там мне посчастливилось обнаружить огромное количество документов, касающихся деятельности Путилова. Причем, как выяснилось, к большинству дел исследователи не обращались ни в нынешнем, ни в прошлом веке.
В биографии Путилова до сих пор немало спорных моментов. Неизвестна точная дата его рождения. Увы, не сохранились ни церковные метрические книги, ни выписки из них, а из формулярных списков и документов известен только год рождения — 1820‑й. Его назвали в честь святого Николая, значит, рождение или наречение Путилова (на 8‑й день) совпало с днем памяти святого. Возможно, день рождения приходится по старому стилю на 2 или на 9 мая (на Путиловском заводе его именины праздновали как раз в этот день).
Местом рождения Николая Ивановича разные исследователи называли деревню Ерюхино, город Боровичи и даже деревни Кириши и Путилово. Чтобы выяснить истину, пришлось обратиться к документам Российского государственного архива древних актов — планам дач генерального и специального межевания Боровичского уезда Новгородской губернии.
— И что выяснилось?
— Сразу стало понятно, что родовым гнездом было село Коломенка, усадьбой владели прадед, дед и отец.
Об отце Николая Путилова исследователи и журналисты сообщали, что он офицер, герой Отечественной войны 1812 года, израненный в боях, который вскоре после рождения сына Николая умер. Скорее всего, эта версия была придумана в советское время, чтобы скрыть происхождение Путилова.
В документах департамента герольдии, хранящихся в Российском государственном историческом архиве, удалось обнаружить родословную и даже формулярный список, на основе которого получилось воссоздать биографию отца промышленника. Титулярный советник Иван Никифорович Путилов служил помощником полицмейстера водной полиции по Мстинской части Вышневолоцкого отделения. Семья не жила постоянно на одном месте, переезжала в зависимости от места его работы.
Иван Никифорович не был героем войны 1812 года. Его не взяли в армию по состоянию здоровья, в 1812 – 1813 годах он исполнял обязанности заседателя Боровичского уездного суда и замещал земского исправника — начальника полицейской части уезда…
Учебе Николая Путилова в Александровском кадетском корпусе в Царском Селе в работах исследователей была посвящена только одна строчка. Недостающие данные удалось найти в Российском государственном военно-историческом архиве (РГВИА) и в рукописных воспоминаниях воспитанников корпуса.
В Российском государственном архиве Военно-морского флота есть прошение отца Ивана Никифоровича о зачислении сына в Морской корпус. Кстати, по успеваемости Николай был вторым на курсе, а по поведению — 46‑м из 56 воспитанников.
Что касается работы Путилова в Корпусе инженеров военных поселений: исследователям было известно лишь то, что он по состоянию здоровья перевелся в это ведомство из Морского кадетского корпуса и отправился служить на юг в более теплый климат. Подробные данные удалось найти в РГВИА. Получилась целая глава о работе в Кременчуге…
Следом — служба в Морском министерстве. Как раз тогда, во время Крымской войны, Путилов и проявил свой организаторский талант. Весной 1854 года англо-французская эскадра блокировала Петербург с моря, готовилась к высадке десанта. Она состояла из паровых канонерок и десантных ботов, которым не могли противостоять парусно-гребные канонерки русского флота. Построить корпуса не было проблем, но винтовые машины и паровые котлы ввозили из‑за границы. Отечественные механические заводы не брались освоить их производство в кратчайшие сроки.
— Какой же выход нашел Путилов?
— Изготавливать детали механизмов на разных заводах и в мастерских, а на крупных предприятиях проводить сборку. Он доложил управляющему Морским министерством великому князю Константину Николаевичу, какие предприятия нужно привлечь к проекту и как организовать работу, предоставил примерную смету, провел предварительные переговоры.
В результате были успешно построены и вооружены 32 канонерки, с началом навигации они перекрыли мелководные фарватеры в Финском заливе, препятствуя высадке вражеского десанта на побережье у Петербурга.
Кроме того, на кредит, полученный от Морского министерства, Путилов построил в Великом княжестве Финляндском четыре металлургических завода, что позволило в дальнейшем организовать выделку брони для флота на Ижорских заводах и создать лучшие в мире крупнокалиберные стальные орудия на Обуховском заводе…
Скажу честно: во время работы над книгой мне было бесконечно интересно открывать многогранные таланты Николая Путилова, рассказывать о воплощенных в жизнь проектах. Тем удивительнее, что финалом его деятельности стало банкротство.
— Рискну предположить: его кто‑то подставил?
— Нет, как таковых злых козней не было. Речь, скорее, о целом комплексе обстоятельств. Можно сказать, что его сгубили кредиты.
Николай Иванович вложил огромные деньги в приобретение земельных участков, необходимых для строительства Путиловской железной дороги, Морского и Барочного каналов, Путиловского порта. Кредит, взятый в 1872 году в Госбанке, составлял 700 тысяч рублей. Только проценты по нему к 1880 году составили 350 тысяч рублей. Путилов неоднократно предлагал казне выкупить у него эти земли, но каждый раз получал отказ.
Закупка земснарядов и строительство Морского канала также проводились на кредитные деньги. И, наконец, Путилов взял кредит у Госбанка на закупку иностранной высокопроизводительной рельсопрокатной машины для Путиловского завода, чтобы выполнить контракт с департаментом железных дорог на поставку рельсов. Однако в 1879 году разразился финансовый кризис, правительство отменило заказ и не уплатило неустойку. Продукция оказалась невостребованной, и Путилов потерял возможность обслуживать кредиты. Банкротство стало единственным выходом из сложившейся ситуации…
— В итоге все созданное им досталось государству…
— Да. Жалел ли он об этом? В конце жизни он сказал откровенно: «Я — человек труда: все, что имею, приобретено трудом… Все, что осталось, затрачивал в заводы, которым посвящена безрассудно вся жизнь моя, все помыслы мои…».
Путилов все средства вкладывал в развитие новых проектов, деньги всегда были в обороте. Он не строил себе дворцов, не скупал бриллианты или недвижимость за границей… И, между прочим, оказался счастлив в личной жизни. Хотя и не сразу.
Со своей будущей женой, Екатериной Ивановной, он познакомился еще в Кременчуге. Но тогда она была супругой его начальника, полковника Николая Печникова, имела двоих детей. О разводе тогда было нечего и думать, тем более что Путилову, в ту пору еще небогатому отставному чиновнику, не на что было бы содержать семью. Он безропотно ждал одиннадцать лет. Только в 1857 году, спустя год после смерти мужа, Екатерина Ивановна приняла предложение Путилова. С того времени они никогда не разлучались…
Лучшие очерки собраны в книгах «Наследие. Избранное» том I и том II. Они продаются в книжных магазинах Петербурга, в редакции на ул. Марата, 25 и в нашем интернет-магазине.
Еще больше интересных очерков читайте на нашем канале в «Дзен».
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 216 (7299) от 17.11.2022 под заголовком «Банкротство за труды».
Комментарии