«Автограф» Емельяна Пугачева носит любопытную историю

Он был обнаружен в Бердской слободе в 1774 году, после отступления восставших, и ныне хранится в московском Российском государственном архиве древних актов (РГАДА).

«Автограф» Емельяна Пугачева носит любопытную историю | Репродукция. ФОТО автора

Репродукция. ФОТО автора

Текст состоит из одних бессмысленных каракулей, отдаленно напоминающих буквы. Как известно, Пугачев был неграмотен, как и большинство его сподвижников.

О том, как этот документ появился на свет, рассказал на допросе поручик Михаил Шванвич (Шванович), который попал в плен к Пугачеву и был переводчиком в его «Военной коллегии». Мол, однажды самозванец исполнил нечто, имитирующее текст, и заявил своим сподвижникам, что написано «по латыни». Шванвич ниже сделал заверяющую запись на французском и немецком языках: «Его величество Петр Великий».

О происхождении «автографа» свидетельствовали и показания секретаря пугачевской «Военной коллегии» Максима Горшкова, также взятого в плен правительственными войсками: «Видел я один раз, что самозванец сам писал почерком на бумаге и по написании с полстраницы показывал пред ним стоящим с сими словами: «Прочтите‑де, что я написал». Но как написано было не по‑русски, то все тут грамотеи сказали: «Мы‑де не знаем, ваше величест­во, это не по‑русски». На что самозванец, улыбнувшись, сказал: «Где‑де вам знать».

Как подтверждает доктор исторических наук Евгений Анисимов, Пугачев действительно был неграмотным, а указы за него писали взятые в плен дворяне под его диктовку. «Эти указы исполнены энергии, которой в императорских указах не было», — отмечает исследователь.

Анисимов подчеркивает, что Екатерина II сразу поняла: мятеж вспыхнул не только по воле авантюриста, подбившего казаков на мятеж, — были и объективные причины. К ним относились недовольство казаков, которые в течение десяти лет успели утратить различного рода привилегии, а также возмущение своим положением крестьян, горнозаводских рабочих и коренных народов Урала и Поволжья.

Восстание стало и своеобразной реакцией на воцарение Екатерины II, изначально не имевшей легитимных прав на трон. Пугачев же обладал определенными качест­вами, которые позволили ему воспользоваться слухами о якобы спасенном Петре III и провозгласить себя «мужицким царем». Недаром, когда разъяренная верхушка империи требовала поголовной расправы над всем населением районов, где победил бунт, императрица возражала: «Если я пойду на поводу тех, кто требует в каж­дой деревне поставить виселицу, у меня не останется подданных».


#Пугачев #подпись #история

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 191 (7520) от 11.10.2023 под заголовком «Каракули «мужицкого царя»».


Комментарии