«Аврора» вместо ангела. Как в Петербурге хотели переставить все памятники

В середине 1950‑х годов на площади Восстания был разбит декоративный сквер, в центре которого установили закладной камень будущего памятника Ленину. Как раз он и стал поводом к письму, отправленному в 1958 году в газету «Правда» и исполком Ленгорсовета. Оригинал сейчас хранится в Центральном государственном архиве литературы и искусства.

«Аврора» вместо ангела. Как в Петербурге хотели переставить все памятники | ФОТО Pixabay

ФОТО Pixabay

«Я представил себе высоко установленную величественную фигуру вождя революции с простертой вдоль проспекта рукой, как бы зовущей всех нас на решительный бой свержения царизма и построение коммунистического общества», — фантазировал автор письма, некто Исаев М. А. А затем возмущался, что не так далеко, в сквере напротив Театра имени Пушкина, на пьедестале стоит «всероссийская дворянка в мантии, олицетворяющая собой всю мерзость дворянского сословия». Автор предлагал отправить памятник Екатерине II в музей, а на его место перенести памятник Пушкину с площади Искусств, «дополнив его фигурами близких ему друзей декабристов как Кюхельбекер, Дельвиг и др.».

На площади же Искусств автор письма предлагал установить памятник Маяковскому: «Вот это было бы прекрасное сочетание: на центральной магистрали нашего города фигуры вождя революции с певцами свободы!». А в сквере у Казанского собора Исаеву М. А. виделся «высокий монумент, отображающий революционную борьбу питерского пролетариата».

В общем‑то, ничего особо нового его письмо не содержало. Идея снести памятники или как‑то их переставить приходила в голову многим. Так, сразу после Февральской революции 1917 года Общество памяти декабристов выступило с предложением убрать с Исаакиевской площади фигуру Николая I, как «гонителя декабристов», а освободившийся постамент использовать для монумента в честь участников восстания 25 декабря. Не понравилось членам общества и портретное сходство аллегорических фигур на пьедестале с императрицей Александрой Федоровной и дочерьми Николая I — Марией, Александрой и Ольгой. Творение Огюста Монферрана и скульптора Петра Клодта спасло только то, что оно было признано шедевром инженерной мысли: как известно, конная статуя имеет лишь две точки опоры…

От автора обращения в газету «Правда» досталось и Александровской колонне на Дворцовой площади. Он желал бы, чтобы на ее верху вместо ангела разместили «эмблему, символизирующую возрождение на этом месте новой эры жизни людей, а на постаменте отчеканили эпизоды взятия дворца, «Аврору» и пр.».

И снова — ничего нового! Еще в 1918 году был издан декрет «О памятниках республики», предполагавший «уничтожение памятников царям и их слугам». Тогда же встал вопрос и о снятии ангела. Спасло его только энергичное вмешательство наркома просвещения Анатолия Луначарского.

Еще одной «находкой» автора послания было предложение заменить памятник Суворову обращенной к Марсову полю фигурой, скорбящей о похороненных там «героях-борцах за революцию». Исаев М. А. явно был не очень в ладах с российской историей. Иначе знал бы, что памятник, установленный по повелению Павла I в честь фельдмаршала, был первым в России монументом некоронованной особе. Более того, он не имел портретного сходства с Суворовым. Его создатели представили полководца в виде бога войны Марса…

Гневное письмо не осталось без внимания. Ответ, предельно сдержанный и корректный, пришел из управления культуры Ленгорисполкома. В нем не содержалось никаких оценок поступивших предложений, но четко говорилось, что упомянутые автором архитектурные ансамбли и монументы были созданы по проектам выдающихся русских зодчих и архитекторов и стали достоянием не только русского, но и мирового искусства, навсегда вошедшим в городской ансамбль.

«Создавая новые величественные памятники, прославляющие героическую борьбу и труд советских людей, выдающихся деятелей советского государства, — отмечал исполняющий обязанности начальника отдела искусств управления культуры Ленгорсовета Наум Фиглин, — мы не должны отметать классическое наследие, великие творения русских мастеров, прославившие русское искусство».

Лучшие очерки собраны в книгах «Наследие. Избранное» том I и том II. Они продаются в книжных магазинах Петербурга, в редакции на ул. Марата, 25 и в нашем интернет-магазине.

Еще больше интересных очерков читайте на нашем канале в «Дзен».

#памятник #история #письмо

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 188 (7271) от 07.10.2022 под заголовком ««Аврора» вместо ангела».


Комментарии