Авиационная техника в Анненкроне. Путешествие в сердце Выборга
Путешествие – дело не очень простое, как может показаться, на первый взгляд, и весьма ответственное. Порой бывает очень трудно определиться, что хочется посмотреть и куда бы отправится в ближайшие выходные. Но не стоит так глубоко задаваться этим вопросом, ведь сегодня на связи с вами снова Ленинградская область!
Фото авторов
Если вы любитель активно-познавательного отдыха и вас часто мучает вопрос: куда поехать, где отдохнуть, что посмотреть во время недалеких, краткосрочных поездок? – Отвечаем! Нас, жителей города Выборга, этот вопрос не мучает никогда! В любое время года, в любую погоду или даже время суток — Выборг находится в своем особенном настроении: он, как всегда, атмосферен и притягателен для энтузиаста-фотографа. Кто здесь бывал – понимает, о чем речь!
Итак, есть у нас такая остановка, как супермаркет «Карусель» в простонародье, но мы, поколение восьмидесятников и старше, кто здесь родился и вырос, помним ее еще как остановку «у красного кирпичного дома». Так вот, садимся на автобус от автовокзала до Выборгского, Гвардейского, Петровского поселков (не пугаемся, это всего 15 минут езды) и, выходя из автобуса, попадаем в самое сердце Анненских укреплений. Так уж исторически сложилось, что в Выборге все относительно близко. Сегодня речь как раз пойдет об Аннекроне, а также мы приготовили для вас еще один сюрприз, который уж точно понравится любителям всяческой раритетной техники, но об этом чуть позже.
Добро пожаловать в Анненкрон, Анненские укрепления или «Корона Санкт Анны».
Фото авторов
Одна из самых значительных построек Выборга середины XVIII века, которая является практически уникальным памятником российского военного зодчества имеет свое название в честь императрицы Анны Иоановны из династии Романовых, правившей Российской Империей тот отрезок времени, когда шло строительство укрепительных сооружений.
Фото: Wikimedia Commons
В 1710 году Выборг вошел в состав Российской Империи. Военные конфликты со Швецией окончены не были и опасность боевого наступления все-таки сохранялась. Во время взятия города войсками Петра I оборонительные сооружения города Выборга получили значительные разрушения, а средневековый замок, как инструмент защиты, был признан устаревшим.
Фото авторов
Спустя 14 лет, в середине зимы 1724 года, император Всероссийский принял решение возвести комплекс укреплений, прикрывающих город с северо-западной стороны. По поручению Петра Алексеевича над созданием проекта новых укреплений работали самые значимые военные инженеры тех времен. Это были генерал-лейтенант Миних, генерал-майор Кулон и инженер-полковник Де Бриньи. До настоящего времени дошли рабочие материалы и чертежи только Миниха и Кулона. Созданные проекты рассматривались в Военной коллегии с 1728 года в течение нескольких лет. В результате рассмотрения проект Миниха был признан чрезмерно дорогостоящим. Он требовал большого количества вооружения и огромной по тем меркам численности гарнизона. Спустя еще некоторое время в 1731 году коллегия все-таки утвердила более экономичный и не такой трудоемкий план Кулона.
Фото авторов
Уже к концу 1739 года возведение основных элементов крепости было завершено. Русско-шведская война 1741–1743 годов сыграла огромную роль в ускорении темпа строительства оборонительного сооружения, чем это было запланировано изначально. Кроме того, в процессе постройки часть укреплений значительно были усилены. В начале 1750-х годов в работе на Аннинских укреплениях участвовал прадед А. С. Пушкина — А. П. Ганнибал. В 1772 и 1808 годах спецсооружение приводили в порядок после очередных обострений в русско-шведских отношениях, а в 1854 году его ремонтировали после обстрела, связанного с Крымской войной. Это были последние военные действия, в которых Анненские укрепления приняли участие в роли оборонительного сооружения. В 1864–1865 году территория Аннен Крон была «рассечена» дорогой по улице Островная, что и стало причиной утраты оборонительного значения. Весной 1918 года во время Гражданской войны в Финляндии во рвах и низинах Анненских укреплений белофиннами и шведами были расстреляны более 400 русскоязычных мирных жителей. В 2013 году в память о погибших в этих местах установлена мемориальная стела, ранее был установлен деревянный крест.
Фото авторов
Идя от гранитной стелы в сторону самого города, мы двигаемся по направлению от финской стороны по старинной Королевской дороге. Будто бы мы въезжаем в Выборг через главные Фридрихсгамские ворота. Далее мы оказываемся на обширной территории Центрального равелина. Всего в Аннен Кроне их три: Западный, Центральный и Восточный (Северный). Напоминаем, они возведены в 1730-х годах.
Через Фридрихсгамские ворота проходил весь транспорт, прибывший в Выборг со стороны Швеции вплоть до 1860-х годов. Свое название ворота получили от города Фридрихсгам (современный финский город Хамина), который стоит примерно в 130 км от Выборга на побережье Финского залива. Во времена Российской империи он относился сначала к Выборгской губернии, затем к Великому княжеству Финляндскому. Сейчас Хамина принадлежит финской провинции Кюмменлааксо.
Фото авторов
Что касается судьбы остальных крепостных ворот. В бывших Абосских воротах (Або – это шведское название современного финского города Турку) находится шиномонтаж. Хиеккские ворота с внешней стороны заложены кирпичом.
Фото авторов
Посреди территории равелина, немного вправо и вниз от дороги, в глубине можно увидеть небольшой памятник из черного гранита. Выгравированная надпись гласит: «Обо всех невинно убиенных скорбим и помним. 29 апреля 1918 года. На этом месте финскими егерями было расстреляно более 200 мирных жителей Выборга». В 1918 году в Гражданской войне в Выборге были расстреляны от 3 до 5 тысяч человек, среди которых были как финские красногвардейцы, бывшие царские офицеры, так и простые этнические русские, абсолютно равнодушные к политике. Эти ужасающие исторические события названы «Выборгской резней».
Фото авторов
Далее, возвращаемся на дорожку, проходим через территорию равелина и заходим в главные Фридрихсгамские ворота. Справа на выходе из ворот по улице Петровская, дом 4, стоит бывший обер-офицерский дом 1860-х годов постройки. А сразу напротив него, по левой стороне расположилось некогда привлекательное Караульное здание Анненских укреплений.
Фото авторов
Кордегардия
Фото: Wikimedia Commons
Фото авторов
Здание Кордегардии построено в 1776 году. Ранее охранялось как часть памятника федерального значения «Крепость Корона-Санкт-Анна», более известный как Аннинские укрепления. Многие годы оно сохранялось силами энтузиастов. Когда-то здесь даже размещался выставочный зал.
Вечером 27 февраля 2013 года в здании Кордегардии начался пожар. Пламя было невероятной силы, огонь поднимался ввысь на несколько метров. Несмотря на старания пожарных, Кордегардия была уничтожена пламенем, от нее остались лишь обугленные стены.
Памятники
На огромной территории Анненских укреплений можно посмотреть и другие интересные памятники. В честь 200-летия взятия Выборга русскими войсками в 1910 году установлены два памятника. В годы независимости Финляндии оба памятника демонтировали, но позднее восстановили на своих исторических местах.
Перед Фридрихсгамскими воротами в 1994 году поставлена копия обелиска и стоявшего здесь ранее над братской могилой русских солдат, павших при штурме города. Второй памятник установлен в послевоенное время на Петровской скале в виде фигуры Петра I. В память о 300-летии российского флота и в связи с 300-летием взятия Выборга русскими войсками, самый «молодой» памятник, генерал-адмиралу Фёдору Апраксину, установлен в 2010 году в самом центре укреплений на Петровской площади.
Состояние сохранившихся сооружений на территории Анненских укреплений довольно плачевное. Уже многие года величественные и уникальные для нашей области сооружения становятся ареной, сценой, концертной площадкой для разноплановых массовых культурных событий. Здесь ежегодно проводятся широко известные фестивали электронной танцевальной музыки, реконструкторские рыцарские турниры, этнические мероприятия, фестивали живой музыки и многое другое. Часть укреплений занимают корты и картинги.
Рядом с Анненскими укреплениями затаилось еще одно весьма любопытное место — Учебная база Выборгского филиала ФГБОУ ВО Санкт-Петербургского государственного университета гражданской авиации. На ней можно увидеть авиационную технику, которая выступает в качестве наглядного пособия для курсантов учебного заведения.
Фото авторов
Кстати, на первый взгляд может показаться, что аэродром заброшен, хотя тем он и интересен. Но на самом деле это не так.
Фото авторов
Хотим сразу подметить, что территория охраняется не только людьми, но и собаками. Поэтому если вы внезапно решитесь проникнуть на нее тайком, то лучше от этих действий воздержаться, как бы ни хотелось.
Фото авторов
У ворот учебной базы нас встретил мужчина с четвероногим другом, он любезно поведал немного об истории образовательного учреждения, исторические корни которого уходят в 1949 год, а также какие вертолеты находятся в данный момент на территории. Пропускать охранник нас не стал, на аэродроме как раз таки в это время обучались курсанты. Для разрешения попасть внутрь, чтобы взглянуть на авиационную технику, требовалось связываться по телефону с директором, но мы решили не мешать образовательному процессу. Улыбчивый мужчина, что не подумаешь о его собаке, рассказал, где можно лицезреть все вертолёты как на ладони, даже не заходя на сам аэродром. И мы, конечно же, спешим поделиться с вами маленьким секретом.
Фото авторов
Внушительные машины находятся за караульным зданием Анненских укреплений (Кордегардии), просто немного пройдите прямо — вам откроется удивительный вид на громадную спецтехнику.
Фото авторов
Конечно же, она не могла нас не заинтересовать, ведь данные вертолеты абсолютно не новые: все, как мы любим, прямо-таки сказать — раритет.
Фото авторов
Итак, на учебный базе можно увидеть ветхие списанные Ми-8 - многоцелевые машины, разработанные еще в 1960–х годах.
Ми-8 в Кабуле во время Афганской войны / Фото Е. Кувакина
Для краткой справки: Двухдвигательный вертолет Ми-8 успешно выполняет как гражданские, так и военные задачи. Первый его полет состоялся летом 1961 года, главным конструктором данной машины является М.Л. Миль, советский ученый и доктор технических наук. В серийное производство Ми-8 был запущен в 1965 году, и его закупки продолжаются до сих пор. Всего изготовлено больше 12 тысяч таких вертолетов, в настоящий момент они используются более чем в 50 странах по всему миру.
Ми-8П на советской почтовой марке. Фото USSR Post
Давайте посмотрим на эти шестиметровые машины 25 и 31 метр в длину.
Ми-8Т (ТВ) СССР-25749 / Фото авторов
Масса пустого вертолёта составляет почти 7 тонн, а максимальную скорость такой аппарат развивает до 260 километров в час.
Ми-8Т RA-25976 / Фото авторов
Конечно же, время этих боевых красавцев не пощадило: стерло краску, где-то покрыло ржавчиной, и они уже никогда не полетят. Но не стоит так быстро списывать их со счетов, и именовать данное место «кладбищем вертолетов». Русская техника так быстро не сдаётся: старые добрые Ми-8 и по сей день помогают курсантам получать новые знания, любезно представляя им свое собственное «железное тело».
Фото авторов
На территории можно увидеть и старые вертолеты Ми-2, длиной около 12 метров и высотой почти 4 метра (370 см).
Фото авторов
Для справки: Машины начали разрабатывать в 1965 году Национальным центром вертолетостроения имени М.Л. Миля и Н.И. Камова. Их массовое производство было остановлено в 1992 году, а спустя шесть лет, в 1998 году выпуск прекратился вовсе.
Свой первый полет Ми-2 совершил в 1961 году. Сейчас вертолёты этой модели эксплуатируют более 20 стран. Пассажировместимость Ми-2 составляет 10 человек. Такой летательный аппарат развивает скорость до 210 километров в час, а поднимается на 260 километров в минуту. Масса этой машины значительно меньше Ми-8, всего 2,4 тонны.
Ми-2 СССР-15782 / Фото авторов
Фото авторов
Надеемся, что очередная небольшая экскурсия по нашему городу вам понравилась. Чтобы увидеть все это своими глазами, достаточно просто захотеть и приехать!
До встречи!
Лучшие очерки собраны в книгах «Наследие. Избранное» том I и том II. Они продаются в книжных магазинах Петербурга, в редакции на ул. Марата, 25 и в нашем интернет-магазине.
Еще больше интересных очерков читайте на нашем канале в «Яндекс.Дзен».
Комментарии