Атрибут зимнего города. Как работали снеготаялки в Петербурге

В конце XIX — начале ХХ века уличные снеготаялки были достаточно привычным атрибутом зимнего Петербурга. Выглядели они как большие деревянные ящики, внутри которых располагался железный шатер с дровами. На него набрасывали снег, тот таял, и вода стекала в канализацию. Деревянный ящик не горел, поскольку всегда оставался влажным.

Атрибут зимнего города. Как работали снеготаялки в Петербурге | ФОТО Pixabay

ФОТО Pixabay

Популярность снеготаялок привела к тому, что в начале XX столетия городские власти даже разработали особые правила, регламентирующие их устройство возле частных домов. 

Согласно им, снеготаялки перед «запуском» должны быть осмотрены специальной комиссией, состоявшей из санитарного врача, городского техника и представителя полиции. Спуск талых вод в городские сточные трубы был разрешен только через особый «осадочный колодезь». Допускалось использование любого вида топлива, однако необходимо было следить, чтобы «дворы при действии топки не застилались дымом». Для ­предупреждения «порчи воздуха» снеготаялки требовалось снабжать специальными приспособлениями наподобие дымовых труб.

Со временем стали появляться новые, более сложные типы снеготаялок. В частности, с использованием электричества. Вместо деревянных ящиков могли быть применены бетонные резервуары. Но основной принцип оставался прежним: таялка должна была стоять над стоком городской канализационной системы.

Наряду со стационарными устройствами вниманию публики и городских властей предлагались также передвижные модели. Они представляли собой установки на ­полозьях или на колесах —  более легкие и нередко разборные (для удобства перевозки и ремонта). В документах Центрального государственного исторического архива Санкт-Петербурга сохранилось несколько проектов таких передвижных снеготаялок, представленных городским властям ­изобретателями или подрядчиками.

Так, в обращении архитектурно-строительной конторы «Ф. Миритц и И. Герасимов» в октябре 1913 года в техническое отделение городской управы указывалось: «Мы с удовольствием готовы по первому Вашему приказу демонстрировать Вам ­названный аппарат, на означенном Вами мес­те, с предоставленными нами с Вашей стороны бесплатной электрической энергией и потребным количеством коксу. Снеготаялки, как обыкновенные электрические лампы, соединяются штепселем для приведения в действие электровентилятора».

И далее изобретатели указывали: «Ввиду того, что электрический ток в различных частях города разный, покорнейше просим Вас сообщить нам за 3—4 недели вперед, в какой части города Вы бы желали, чтобы мы демонстрировали Вам аппарат…». Резолюция гласила, что прошение препровождено в отделение городского строительства Городской управы.

В ноябре того же года для рассмотрения предложения конторы «Ф. Миритц и И. Герасимов» была образована специальная комиссия, прошли испытания агрегата. О том, был ли он принят к использованию, в архивных документах, увы, ничего не сообщается.

Лучшие очерки собраны в книгах «Наследие. Избранное» том I и том II. Они продаются в книжных магазинах Петербурга, в редакции на ул. Марата, 25 и в нашем интернет-магазине.

Еще больше интересных очерков читайте на нашем канале в «Яндекс.Дзен».

#зима #город #история

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 34 (7117) от 25.02.2022 под заголовком «Снеготаялка со штепселем».


Комментарии