Арки и башни. История дома на Комсомольской площади
Пожалуй, это единственная площадь в нашем городе, которая имеет в своей основе правильный круг. Недаром она изначально, до 1958 года, называлась Круглой. Согласно первому генплану развития Ленинграда, принятому в 1935 году, на южных окраинах города предполагалось создание нескольких разных по форме площадей. Однако место пересечения проспекта Стачек и Детскосельской (ныне Краснопутиловской) улицы было обозначено просто перекрестком. Только когда в 1936 году планировку района Автово поручили архитектурной мастерской № 2, архитектор Андрей Оль придал этому сложному перекрестку форму круга.

Комсомольская площадь – яркий пример массового послевоенного строительства. В 1950-е годы возведенные здесь дома считались гигантами: в трех зданиях было почти семьсот квартир./ФОТО Сергея ГРИЦКОВА
Оль — весьма плодовитый зодчий. Он известен жилыми домами на Суворовском проспекте, Малой Охте, на Московском проспекте и в Автове, школой на Кирочной улице, малоэтажным городком в Сосновой Поляне, ансамблем Заневской площади. Участвовал он и в сооружении административного здания ОГПУ — НКВД (Большого дома) на Литейном проспекте.
Первоначальные проекты Комсомольской площади отличаются от реализованного тем, что не был пробит еще один луч: предполагалось, что как раз здесь проспект Стачек будет соединен с магистралью, выходящей на Таллинское шоссе. В реальности проспект Маршала Жукова не доходит до площади несколько сотен метров и огибает ее: так решено было сделать в 1956 году для того, чтобы отвести весь транспорт, особенно грузовой, с Таллинского шоссе через улицу Зенитчиков на дублер проспекта Стачек — улицу Маршала Говорова.
Первый проект застройки площади появился в 1937 году под руководством все того же Оля. Все дома были одной высоты в шесть этажей, а выезд с площади в сторону Таллинского шоссе должен был проходить через трехстворчатую арку между домами. Но этот проект был недоработанным и недостаточно представительным. Поэтому в 1940 году та же мастерская его переработала. Арка при выезде на Таллинское шоссе исчезла, зато появились башни, формировавшие выезд с площади в сторону Московского шоссе, ведь Краснопутиловская улица — его прямое продолжение.
До Великой Отечественной войны начать строительство не успели, а в 1947 году вернулись к доработке проекта. Теперь им занялась мастерская под руководством Валентина Каменского. Башни «переехали»: было решено воздвигнуть их с северной стороны площади на въезде с проспекта Стачек.
Застройка Круглой площади началась только в начале 1955 года по проекту архитекторов Валентина Каменского и Соломона Майофиса. Первый к тому времени был главным архитектором Ленинграда, второй — архитектором в мастерской, по проектам которой застраивали Кировский район.
Ансамбль самой Круглой площади составлен из трех семиэтажных домов (№ 55, 57 и 74 по проспекту Стачек). Строили их довольно долго, до 1960 года. Фасады были облицованы керамической плиткой с Глебычевского завода керамических изделий, расположенного под Выборгом.
В июне 1962 года к дому № 55 со стороны улицы Новостроек начали пристраивать еще две секции на 64 квартиры — в тех же габаритах. И это в разгар строительства «хрущевок»! Главный архитектор смог добиться того, чтобы ансамблевое и стилистическое решение не нарушалось ни с одного ракурса. Только по цвету облицовочного кирпича (у двух последних секций он чуть‑чуть светлее) можно увидеть, что эта часть дома выстроена позже — она была сдана госкомиссии 29 февраля 1964 года. На ее первых этажах разместились встроенный детский сад и ателье починки обуви и верхней одежды.
В проектах 1937, 1940, 1947 и 1951 годов в центре площади присутствовала колонна с композицией на ее вершине. Поначалу ее предполагалось посвятить обороне Петрограда от войск Юденича в годы Гражданской войны, затем — подвигам комсомола. Был даже установлен закладной камень. На пустом пространстве между проспектом Стачек и Краснопутиловской улицей планировалось возвести киноклуб или административное здание.
В 1958 году в честь 40‑летнего юбилея комсомола площадь переименовали в Комсомольскую. И когда в 1960‑х годах проектировали памятник, решено было установить его на том месте, где предполагался киноклуб.
Стоит отметить, что современники оценивали архитектурный ансамбль площади на удивление единодушно положительно. В 1966 году искусствовед, историк архитектуры Игорь Бартенев, один из самых ярых критиков сталинской архитектуры, написал об этой площади следующее: «Огибающие площадь здания отличаются хорошими пропорциями, хорошим рисунком деталей. Чтобы здания, выходящие на площадь, выглядели более монументальными, авторы использовали некоторые элементы ордерной архитектуры — тяги, карнизы, что в данном случае оказалось уместнее, чем это было в других постройках».
Лучшие очерки собраны в книгах «Наследие. Избранное» том I и том II. Они продаются в книжных магазинах Петербурга, в редакции на ул. Марата, 25 и в нашем интернет-магазине.
Еще больше интересных очерков читайте на нашем канале в «Дзен».
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 47 (7376) от 17.03.2023 под заголовком «Арки и башни».
Материалы рубрики
Градсовет Петербурга рассмотрел новый облик фасадов жилого дома на углу Каменноостровского проспекта и набережной реки Карповки
Вскрытие показало. Должен ли собственник навещать арендаторов?
Без одного хода чемпион. Михаил Чигорин мог стать первым шахматистом из России с мировым рекордом
Бунт кормилиц. Им подали суп без мяса
Самое читаемое



Мысль об Артабане. Как театрал Жихарев написал «галиматью» по совету Державина
Трагедия о коварном сборщике податей оказалась «смесью чуши с галиматьей, помноженных на ахинею»

Ретирадник с дверью сбоку. Как в Петербурге XIX века появились общественные туалеты
Сделать этот вроде бы простой шаг в направлении общественного благоустройства было не так легко.

Битва без победителей. Подлинные факты о сражении под Прохоровкой в 1943 году
В знаменитом танковом сражении ни одна из сторон не выполнила поставленных задач. Но оно во многом определило исход Курской битвы.

Безлошадный царедворец. Что Макаренко писал о князе Кочубее
Известный советский педагог начинал свою учительскую карьеру с того, что служил репетитором в Диканьке - имении Кочубеев на Полтавщине.

Ангел над городом. Как создавали шпиль Петропавловского собора
По этому рисунку Доминико Трезини был создан первый ангел, сгоревший при пожаре в 1756 году.

Признание после отказа. Почему петербургская публика не сразу оценила Федора Шаляпина
Покорить город на Неве великому артисту удалось не с первого раза.

Азимуты Линдуловской рощи. Как в Ленинграде зародилось спортивное ориентирование
У его истоков стоял преподаватель туризма ленинградец Владимир Добкович.

Гибель шведской империи: неизвестные факты о Полтавской битве
Баталия похоронила великодержавные мечты Карла XII.

Здание с драконами и павлинами. История дома Тупикова на Литейном проспекте
При создании декоративного убранства фасадов зодчий словно бы совершенно забыл о практицизме, с головой погрузившись в мир волшебных сказок.

«Но и Дидло мне надоел». Как великий балетмейстер оказался в немилости
Выдающийся хореограф и педагог в старости был отброшен, как надоевшая игрушка.

Битва при Рауту. Почему тихое место под Сосновом назвали «Долиной смерти»?
Забытому трагический эпизод гражданской войны в Финляндии разыгрался здесь в конце зимы - весной 1918 года.

Роковая поездка. Как погибла балерина Лидия Иванова
«В ее танцах жил мятежный, вольный дух», - писала «Ленинградская правда».
Комментарии