Арки и башни. История дома на Комсомольской площади

Пожалуй, это единственная площадь в нашем городе, которая имеет в своей основе правильный круг. Недаром она изначально, до 1958 года, называлась Круглой. Согласно первому генплану развития Ленинграда, принятому в 1935 году, на южных окраинах города предполагалось создание нескольких разных по форме площадей. Однако место пересечения проспекта Стачек и Детскосельской (ныне Краснопутиловской) улицы было обозначено просто перекрестком. Только когда в 1936 году планировку района Автово поручили архитектурной мастерской № 2, архитектор Андрей Оль придал этому сложному перекрестку форму круга.

Арки и башни. История дома на Комсомольской площади | Комсомольская площадь – яркий пример массового послевоенного строительства. В 1950-е годы возведенные здесь дома считались гигантами: в трех зданиях было почти семьсот квартир./ФОТО Сергея ГРИЦКОВА

Комсомольская площадь – яркий пример массового послевоенного строительства. В 1950-е годы возведенные здесь дома считались гигантами: в трех зданиях было почти семьсот квартир./ФОТО Сергея ГРИЦКОВА

Оль — весьма плодовитый зодчий. Он известен жилыми домами на Суворовском проспекте, Малой Охте, на Московском проспекте и в Автове, школой на Кирочной улице, малоэтажным городком в Сосновой Поляне, ансамблем Заневской площади. Участвовал он и в сооружении административного здания ОГПУ — НКВД (Большого дома) на Литейном проспекте.

Первоначальные проекты Комсомольской площади отличаются от реализованного тем, что не был пробит еще один луч: предполагалось, что как раз здесь проспект Стачек будет соединен с магист­ралью, выходящей на Таллинское шоссе. В реальности проспект Маршала Жукова не доходит до площади несколько сотен метров и огибает ее: так решено было сделать в 1956 году для того, чтобы отвести весь транспорт, особенно грузовой, с Таллинского шоссе через улицу Зенитчиков на дублер проспекта Стачек — улицу Маршала Говорова.

Первый проект застройки площади появился в 1937 году под руководством все того же Оля. Все дома были одной высоты в шесть этажей, а выезд с площади в сторону Таллинского шоссе должен был проходить через трехстворчатую арку между домами. Но этот проект был недоработанным и недостаточно представительным. Поэтому в 1940 году та же ­мастерская его переработала. Арка при выезде на Таллинское шоссе исчезла, зато появились башни, формировавшие выезд с площади в сторону Московского шоссе, ведь Краснопутиловская улица — его прямое продолжение.

До Великой Отечественной войны начать строительство не успели, а в 1947 году вернулись к доработке проекта. Теперь им занялась мастерская под руководством Валентина Каменского. Башни «переехали»: было решено воздвигнуть их с северной стороны площади на въезде с проспекта Стачек.

Застройка Круглой площади началась только в начале 1955 года по проекту архитекторов Валентина Каменского и Соломона Майофиса. Первый к тому времени был главным архитектором Ленинграда, второй — архитектором в мас­терской, по проектам которой ­застраивали Кировский район.

Ансамбль самой Круглой площади составлен из трех семиэтажных домов (№ 55, 57 и 74 по проспекту Стачек). Строили их довольно долго, до 1960 года. Фасады были облицованы керамической плиткой с Глебычевского завода керамических изделий, расположенного под Выборгом.

В июне 1962 года к дому № 55 ­со стороны улицы Новостроек начали пристраивать еще две секции на 64 квартиры — в тех же габаритах. И это в разгар строительства «хрущевок»! Главный архитектор смог добиться того, чтобы ансамб­левое и стилистическое решение не нарушалось ни с одного ракурса. Только по цвету облицовочного кирпича (у двух последних секций он чуть‑чуть светлее) можно увидеть, что эта часть дома выст­роена позже — она была сдана ­госкомиссии 29 февраля 1964 года. На ее первых этажах разместились встроенный детский сад и ателье починки обуви и верхней одежды.

В проектах 1937, 1940, 1947 и 1951 годов в центре площади присутствовала колонна с композицией на ее вершине. Поначалу ее предполагалось посвятить обороне Петрограда от войск Юденича в годы Гражданской войны, затем — подвигам комсомола. Был даже установлен закладной камень. На пустом пространстве между проспектом Стачек и Краснопутиловской улицей планировалось возвести киноклуб или административное здание.

В 1958 году в честь 40‑летнего юбилея комсомола площадь переименовали в Комсомольскую. И когда в 1960‑х годах проектировали памятник, решено было установить его на том месте, где предполагался киноклуб.

Стоит отметить, что современни­ки оценивали архитектурный ан­самбль площади на удивление единодушно положительно. В 1966 году искусствовед, историк архитектуры Игорь Бартенев, один из самых ярых критиков сталинской архитектуры, написал об этой площади следующее: «Огибающие площадь здания отличаются хорошими пропорциями, хорошим рисунком деталей. Чтобы здания, выходящие на площадь, выглядели более монументальными, авторы использовали некоторые элементы ордерной архитектуры — тяги, карнизы, что в данном случае оказалось уместнее, чем это было в других постройках».

Лучшие очерки собраны в книгах «Наследие. Избранное» том I и том II. Они продаются в книжных магазинах Петербурга, в редакции на ул. Марата, 25 и в нашем интернет-магазине.

Еще больше интересных очерков читайте на нашем канале в «Дзен».

#история #здание #дом

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 47 (7376) от 17.03.2023 под заголовком «Арки и башни».


Комментарии