В честь 75-летия Курской битвы ветераны проехали «Дорогами памяти и славы»

75-летию Курской битвы и первого победного салюта, данного 5 августа 1943 года в Москве в честь освобождения Белгорода и Орла, была посвящена ежегодная акция «Дорогами памяти и славы». За неделю почти сорок человек — участники Великой Отечественной войны, труженики тыла, жители блокадного города, ветеранский актив — стартовав в Петербурге, преодолели на автобусе более 2800 километров.

В честь 75-летия Курской битвы ветераны проехали «Дорогами памяти и славы» | Иллюстрация MiloVad/shutterstock

Иллюстрация MiloVad/shutterstock

— Мы проехали Тверскую, Московскую, Орловскую, Курскую, Белгородскую области... И в очередной раз убедились, с каким уважением по всей России относятся к памяти о героях Великой Отечественной войны: она живет в названиях улиц и площадей, в мемориалах и памятниках, и главное — в сердцах людей, — рассказал председатель совета Санкт-Петербургской общественной организации ветеранов (пенсионеров, инвалидов) войны, труда, Вооруженных сил и правоохранительных органов генерал-майор авиации в отставке Василий Волобуев.

В Курске у Вечного огня и обелиска Славы уже тридцать пять лет действует пост № 1 (хотя в 1990-е и высказывались сомнения в его необходимости). Сегодня почетную вахту несут юнармейцы, причем за это право идет соревнование между школами, лицеями и гимназиями города.

— Почему бы и в нашем городе не установить такую традицию? — размышляет Волобуев. — Есть несколько адресов, где подобный пост был бы вполне уместен: на площади Победы, у Вечного огня на Марсовом поле или на Пискаревском мемориале.

В ходе поездки по России петербуржцев порадовало не только образцовое содержание памятников, установленных десятки лет назад, но и появление новых, не менее достойных. Так, делегация побывала на мемориале «Тепловские высоты» в Поныровском районе Курской области, открытом три года назад, к 70-летию Победы. Здесь наши бойцы встали насмерть, сделав Тепловские высоты неприступными.

Мемориал выполнен в форме противотанковой мины и представляет собой трехуровневую смотровую площадку, откуда открывается вид на те самые поля, по которым в июле 1943 года врагу открывался кратчайший путь на Курск и где шли ожесточенные бои. А с 35-метровой высоты на места боев взирает словно бы парящий над землей «ангел мира» — памятник установлен в селе Молотычи Фатежского района, где советские воины отбили последнюю атаку врага и перешли в контрнаступление...

Среди участников поездки был непосредственный свидетель Курской битвы — полковник в отставке Борис Капитонович Феофанов. Ему девяносто пять лет. Летом 1943 года ему пришлось оказаться в самой гуще боя. Он тогда командовал батареей 152-мм гаубиц. «Моя, родная», — сказал Борис Капитонович, увидев в музее на знаменитом Прохоровском поле подобную пушку.

— Надо было видеть, как он подошел и обнял ее... — говорит Василий Волобуев.

Яркое впечатление произвел памятник «Танковый таран» в Прохоровке, запечатлевший подвиг, совершенный 12 июля 1943 года старшими сержантами Александром Николаевым и Романом Черновым на танке Т-34. И это был не единичный такой случай во время сражения... Кстати, петербургской делегации вручили землю с Прохоровского поля, которая теперь передана на Пискаревский мемориал.

— Нас особенно поразило, как в тех местах, где мы побывали, переплетается историческая память о Великой Отечественной войне с воспоминаниями о гораздо более давних событиях, — рассказал Волобуев. — Например, в Орле поставили памятник Ивану Грозному. Событие вызвало немалые споры, однако местные жители считают, что их город обязан этому правителю: именно по его распоряжению здесь заложили форпост на южных границах России. А в Белгороде воздвигли памятник царю Федору Иоанновичу, по чьему указу была построена крепость Белгород...

Сценарий поездки был расписан четко, буквально по минутам. Участие в торжественных акциях у памятников и мемориалов, встречи с ветеранами и молодежью... Однако не обошлось без непредвиденного: между Курском и Фатежом в автобусе вдруг запахло жженой резиной. Оказалось — спустило колесо. Потребовалась срочная помощь. Питерские водители привыкли: чуть что — рядом есть сервис. А тут до ближайшего — 80 километров.

Что делать? Сначала на помощь пришли дальнобойщики, а затем из Фатежа, где только что побывали ветераны, прислали ремонтную бригаду. И дальше все уже было в порядке. А вообще общее впечатление петербуржцев от центральных регионов России: все ухожено, нет почти ни одного заброшенного поля, как, увы, можно увидеть у нас на Северо-Западе...

Для Василия Тихоновича поездка в эти места имела особое звучание. Орловщина — его родина. Когда враг наступал, семья Волобуевых пыталась уйти на восток, но немецкие танки опередили. Пришлось вернуться в свою деревню.

— Так что первые полтора года моей жизни прошли в оккупации. Старшего брата в 1943 году хотели угнать в Германию, он дважды бежал, а на третий раз фашисты застрелили его. И даже где он упокоился — неизвестно, — рассказал Волобуев.

Нет теперь той деревни Вязовик Мценского района: ее расселили в 1960-х годах. Василий Тихонович в ту пору уже был курсантом.

— Раньше я приезжал — от нее еще оставались следы: яблони и кусты сирени. Сейчас уже все стерлось. Но сохранился погост, где хоронили жителей нескольких деревень, в том числе и нашей. Пользуясь случаем, я поклонился могилам своих родителей... Хотелось бы бывать там чаще, но дела не отпускают: мы готовимся к 75-летию полного освобождения Ленинграда от блокады. Ждем на нашей земле гостей из Курска, Белгорода и Орла.

#Курская битва #война #акция #ветераны

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 174 (6273) от 20.09.2018 под заголовком «Ангел мира над Курской дугой».


Комментарии