«Амур» на Неве. История морского пути боевого корабля

Минный заградитель «Амур», запечатленный у тогдашней набережной Красного Флота, был построен на Балтийском заводе в 1909 году. Назвали его так же, как аналогичный минный транспорт, погибший в Порт-Артуре в 1904 году, однако он представлял собой его усовершенствованный вариант — судостроители учли опыт прошедшей войны с Японией.

«Амур» на Неве. История морского пути боевого корабля | Много лет бывший минный заградитель «Амур» был неотъемлемой частью панорамы невских берегов. Напомним: крейсер «Аврора» встал на вечную стоянку у Нахимовского училища лишь в 1948 году. Автор этого снимка — Владимир Пресняков./РЕПРОДУКЦИЯ АВТОРА

Много лет бывший минный заградитель «Амур» был неотъемлемой частью панорамы невских берегов. Напомним: крейсер «Аврора» встал на вечную стоянку у Нахимовского училища лишь в 1948 году. Автор этого снимка — Владимир Пресняков./РЕПРОДУКЦИЯ АВТОРА

Боевой путь корабль начал в годы Первой мировой войны, участвуя в установке мин на Балтийском море. Действия заградителя были успешны: несколько немецких пароходов и тральщиков подорвались на выставленных им минах.

С началом Февральской революции команда оказалась вовлечена в революционное движение. Во время октябрьских событий корабль доставил из Кронштадта в Петроград две тысячи матросов и встал на якорь у Николаевского (ныне Благовещенского) моста, неподалеку от «Авроры». Моряки «Амура» принимали участие в занятии Зимнего дворца и охране Смольного. Во время Гражданской войны корабль был отправлен в резерв и стал блокшивом (разукомплектованным судном, переоборудованным под склад или жилье).

Снова вернуться в строй «Амур» смог в конце 1920‑х годов, когда ленинградское отделение Осоавиахима решило устроить на нем учебную военно-морскую станцию, а нарком по военным и морским делам СССР Клим Ворошилов дал на это разрешение. 21 июля 1930 года отремонтированный в Кронштадте «Амур» занял место у набережной Красного Флота (ныне Английской). На нем осуществлялась допризывная подготовка молодежи, кроме того, корабль служил плавучим музеем. Он принимал на борт пионеров, комсомольцев, молодых рабочих.

Инструкторов на корабль подбирали из участников Гражданской войны и опытных моряков Красного флота. На корабле было много тренировочных устройств и пособий, предназначенных для овладения морскими навыками. Два наглядных «пособия» были подлинными орудиями — с английской подводной лодки L-55, потопленной в июне 1919 года Красным флотом на Балтике, и итальянского эсминца Carlo Alberto Racchia, в июле 1920‑го наскочившего на пути в Одессу на мину…

Судно «курсировало» вдоль набережных Невы до 1938 года: «Амур» стоял то у набережной Красного Флота, то у Арсенальной. Затем его возвратили в состав флота. После ремонта корабль был отправлен в Ораниенбаум в состав бригады подводных лодок — как плавучая база.

Когда началась Великая Отечественная война, «Амур» отправился в свой последний поход. Дошел до Таллина, где принял на борт подводников, оставшихся без субмарин, а также моряков, снятых с кораблей и переведенных в пехоту.

В августе 1941 года в корабль попала немецкая авиабомба, выведя из строя машинное отделение. Поэтому в ночь на 28 августа «Амур» затопили, чтобы преградить таким образом вход в гавань. Подняли его в 1951 году и только для того, чтобы разрезать на металлолом.

Читайте также:

Освобожденная Нева: возобновление судоходства после блокады

Кают-компания на Двинской. История любимого моряками ресторана «Бригантина»

#Нева #история #судно

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 157 (7733) от 23.08.2024 под заголовком ««Амур» на Неве».


Комментарии