В Петербурге полицейские разоблачили группу телефонных мошенников

Статистика печальна: в минувшем году Петербург стал лидером среди российских регионов по росту преступности. Как признал в своем отчете перед депутатами ЗакСа заместитель начальника ГУ МВД по Санкт-Петербургу и Ленинградской области Дмитрий Баранов, виной тому активизация мошенников в IT-сфере – зафиксировано 2285 таких преступлений. На 780% больше, чем в предыдущем году. Но Северная столица, кажется, смогла спасти лицо. До сих пор телефонные мошенники были практически неуловимы. А питерские сыщики совершили прорыв: они раскрыли хорошо организованную команду, промышлявшую этим преступным бизнесом.

В Петербурге полицейские разоблачили группу телефонных мошенников | Фото: Pixabay

Фото: Pixabay

Куда уходят деньги?

Технология такого вида злодеяний описана многократно и, казалось бы, должна у всех, что называется, навязнуть в зубах. Однако, как выясняется, есть еще масса людей, которые, похоже, не читают газет, не слушают радио, не смотрят телевизор и не заглядывают в Интернет. Они доверчиво внимают позвонившим им «представителям служб безопасности» банков, которые под разными предлогами либо выпытывают у них данные их банковских карт, либо убеждают, что нужно перевести сбережения «на безопасный счет». Как ни странно, жертвами этих «спасителей» оказывались не только пожилые, порой уже далекие от современных реалий люди, но и вполне, казалось бы, адекватные и нестарые граждане. Среди них, к примеру, генерал МВД в отставке, автор методик по борьбе с кибермошенниками...

Очнувшись от «гипноза», обманутые шли с заявлениями в полицию. Там возбуждали уголовные дела по мошенничеству, которые почти гарантированно потом становились «глухарями». Установить звонившего оказывалось практически невозможно – современные технологии позволяют надежно скрыть номер, с которого идет звонок. Или даже заменить его на телефон того банка, сотрудником которого представляется мошенник. Иногда, правда, сыщикам удавалось определить, что звонки идут из каких-нибудь удаленных регионов России, из-за границы или даже из мест заключения. Но найти самих «звонарей» и привязать их к конкретным эпизодам было почти невозможно.

Срочно требовалось какое-то «ноу-хау», которое позволило бы сделать прорыв на этом фронте. И руководство питерского полицейского главка приняло весьма неочевидное решение: привлечь к борьбе с телефонными мошенниками... сотрудников отдела по раскрытию заказных убийств. На самом деле логика в этом была: там трудятся лучшие сыщики города, а работы в последнее время у них не так много. Управленческий ход оказался точным: свежий взгляд на «безнадежную» проблему дал новую идею. «А давайте, – сказали «убойщики», – мы пойдем не от номеров телефонов, а от тех счетов, на которые переводилась деньги».

В принципе сам характер движения украденных денег был понятен и до того. Эти средства либо «падали» на карты каких-нибудь бомжей или мигрантов и тупо обналичивались через банкоматы, либо «прыгали» по разным банкам, а потом превращались в криптовалюту или выводились за рубеж. Революционное «ноу-хау» заключалось в том, чтобы в массе транзакций отыскать стабильно повторяющиеся счета и начать «плясать» уже от них.

В качестве базы сыщики взяли все сообщения о данного вида преступлениях за 2020 год и проследили пути движения похищенных денежных средств. Тщательный анализ более тысячи «глухарей» позволил выявить четыре, в которых фигурировали одни и те же банковские счета. От них ниточка потянулась к двоим «курьерам», снимавшим деньги через банкоматы. Их взяли под плотное наблюдение, и спустя несколько месяцев вырисовалась мощная преступная структура по выкачиванию денег из кошельков доверчивых людей.

Из офиса – в наручниках

«Фирма» включала в себя несколько независимых друг от друга подразделений. Одно занималось поиском потенциальных жертв. Информацию о них, как правило, за деньги

(200 рублей один адрес), можно было купить у коррумпированных сотрудников банков в «черном Интернете». Другое подразделение представляло собой «колл-центр», сотрудники которого звонили по предоставленным телефонам и убалтывали абонентов. Разумеется, здесь работали люди с хорошо подвешенными языками, талантами артистов и психологов. На связь они выходили из разных уголков России и друг с другом знакомы не были. Третья группа – те самые курьеры, которые занимались обналичкой через банкоматы. Наконец, была еще и «бухгалтерия», где проводились все операции с полученными деньгами.

Деятельность группы (а «окучивала» она не только петербуржцев, но и жителей всей России) проходила в условиях жесточайшей конспирации. Подельники, как правило, знали друг друга лишь по кличкам. Для работы использовались съемные квартиры, оборудованные мощной компьютерной техникой с удаленными серверами. Отключишь компьютер – вся информация с него мгновенно исчезает.

Каждый из сотрудников «фирмы» получал ежемесячный оклад плюс процент от суммы снятого со счетов жертв. В целом выходило очень неплохо – люди знали, за что работали, и старались, как могли. Куда идет основная доля сворованного (а речь шла о многих миллионах рублей!), они не спрашивали. Меньше знаешь – лучше спишь. Однако, по данным, полученным оперативниками, конечным бенефициаром этой разветвленной преступной сети был некий петербуржец, тихо проживавший в США.

Из тех же, кто находился на территории России, были выявлены 14 человек – представителей всех вышеуказанных подразделений, за исключением «звонарей». За каждым из них установили наблюдение, и когда информации накопилось достаточно, руководство питерского ГСУ Следственного комитета приняло решение о задержании.

– Операция эта проводилась в режиме строжайшей секретности, – рассказывает руководивший ею следователь Глеб Губернский. – Участвовали в ней более ста сотрудников. Причем о целях и задачах операции до последних минут знали всего несколько человек. 21 апреля ровно в шесть утра предстояло войти в 16 адресов на территории Петербурга и Москвы. Войти мгновенно, без лишних разговоров. «Откройте, полиция!», и если сразу не открывают – выбить дверь и всех положить на пол. По той же схеме, что применяется при задержании наркодилеров. Секунда промедления там – и все наркотики в унитазе. Здесь – одно нажатие кнопки на клавиатуре, и все доказательства уничтожены. Но у нас все прошло идеально – все сотрудники, от рядовых до руководителей, сработали четко. Никто из злоумышленников не успел, что называется, и глазом моргнуть, как оказался в наручниках.

«Звонарям» приготовиться!

Задержанными оказались двенадцать человек, из них три женщины. Все – жители Петербурга и Ленинградской области. Средний возраст – 30 лет. Некоторые – с высшим образованием, в том числе в области IT-технологий. Граждане обеспеченные – фирменная одежда, дорогие машины. Из квартир, в которых проводились обыски, изъято огромное количество электронной техники, банковских карт и «симок», а также в общей сложности около 10 миллионов рублей наличными. Кстати, ущерб по четырем эпизодам мошенничества, которые пока вменяются группе, составляет 2 миллиона. Так что у обманутых людей есть реальные шансы свои деньги вернуть.

Поначалу задержанные (одни из них сегодня на подписке о невыезде, другие – на домашнем аресте) «ушли в несознанку» – дескать, знать ничего не знаем, ведать не ведаем. Но, припертые к стенке неопровержимыми доказательствами, все они разговорились и стали откровенными. Правда, каждый из них утверждает, что о целях и задачах организации в целом ничего не знал. Да, мол, какие-то деньги снимал или куда-то переводил. И даже догадывался, что они не совсем честные. Но то, что они украдены у какой-то бабушки, – боже упаси... Судя по всему, эти люди проходили специальный юридический инструктаж «на случай провала» и лишнего не скажут. К тому же у каждого из них – дорогой адвокат. «Фирма» готова отстаивать своих сотрудников, не считаясь с затратами.

– Нам предстоит сейчас едва ли не самое трудное, – признает следователь Губернский. – Выявить связь между отдельными подразделениями «фирмы» и степень участия каждого ее сотрудника в преступной деятельности с привязкой к конкретным эпизодам. Доказать, что это не просто телефонные хулиганы, а члены одной, хорошо организованной структуры с четкой иерархией. В идеале предполагаем выйти на ст. 210 УК РФ – «организация преступного сообщества». Для этого предстоит скрупулезно проанализировать данные с изъятых носителей, сотни банковских транзакций и протоколов телефонных соединений. Ищем мы сейчас и подходы к «звонарям» – их пока еще никто никогда не задерживал, но у нас, кажется, есть зацепки. Не исключаем, что в деле появятся и новые эпизоды.

Ну, как говорится, дай-то бог. Невыносимо же, согласитесь, каждый день читать в криминальных сводках об очередном обворованном старике. В конце концов должно же государство защитить своих граждан. И хорошенько дать по рукам тем, кто свою совесть променял на рубли.

#мошенничество #полиция #телефонные мошенники

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 104 (6942) от 10.06.2021 под заголовком «Одурачивание на потоке».


Комментарии