«И чего только не делается ради этого проклятого хайпа!» Размышления нашего автора об избиениях на видео
ФОТО Photosani on Shutterstock
Эти кадры любительской видеосъемки недавно облетели весь российский Интернет. Особую «популярность» они приобрели, когда по их поводу гневно высказался председатель Следственного комитета России Александр Бастрыкин. На видео группа молодых людей на улицах Петербурга избивает случайных прохожих. Нагло, жестоко, среди бела дня, прямо под объективом смартфона. Через несколько дней после того, как глава СК приказал «разобраться и доложить», шестеро подозреваемых были задержаны, один объявлен в розыск (ныне обнаружен на территории Азербайджана). Впоследствии задержали еще шестерых.
Задержанные честно признались, что к своим жертвам никаких претензий не имели, а били их ради «хайпа в Сети». Им, по официальным сообщениям, предъявлено обвинение по ч. 2 ст. 213 УК РФ («хулиганство, совершенное группой лиц по предварительному сговору»). По некоторым данным, в обвинении присутствуют также «мотивы национальной или религиозной ненависти», так как обвиняемые — дети выходцев из Азербайджана и якобы целенаправленно били только русских.
Шум, таким образом, поднялся великий. Однако автор этих строк сильно опасается, что на выходе будет что‑то близкое к нулю.
Во-первых, насколько известно, непосредственно после избиений не было ни одного заявления от потерпевших. Следовательно, не зафиксированы травмы. В ходе работы по делу двое потерпевших были обнаружены, но неизвестно, какие травмы они предъявили, каков характер этих травм и удастся ли доказать, что они получены именно в результате тех самых избиений. Времени‑то сколько уже прошло — синяки могли и пройти. В лучшем (для следствия, разумеется) случае речь может пойти лишь о «легком вреде здоровью» (ст. 115 УК РФ) или даже просто о «побоях» (ст. 116 УК РФ), и то доказываемых больше на словах. Это, кто понимает, совсем не соответствует уровню поднятого шума, а данные статьи — не подследственность СК.
Во-вторых, нужны свидетели, которые четко покажут, кто, кого и куда бил. Возможно, кто‑то из них придет сам, кого‑то найдут и идентифицируют через систему уличного видеонаблюдения. Показания этих людей нужно будет сопоставить с видеокадрами избиений, характером травм, показаниями потерпевших и обвиняемых. Не исключено, что придется проводить следственный эксперимент.
В-третьих, «национальный мотив» доказывается тяжело и сложно (если, конечно, не задействован «специальный ресурс», который все упрощает). Возможно, впрочем, что у следствия есть «козырь в рукаве», о котором нам пока не говорят. Во всяком случае того, что избивающие — азербайджанцы, а избиваемые — русские (впрочем, перед нападением паспортов у них явно не спрашивали), еще недостаточно. Какие‑то выкрики при избиениях — это вопрос интерпретаций.
Таким образом, есть много шансов, что опытные адвокаты это дело смогут развалить.
Но! Совершено преступление особой дерзости, по сути, бросающее вызов всему обществу. Причем, осмелюсь утверждать, это новый тип корыстных преступлений, отражающий современные реалии и пока еще не нашедший своего места в Уголовном кодексе.
Что такое «хайп в Сети», ради которого, по словам обвиняемых, они били людей? Хайп — это информационный шум. Шум — это новые подписчики. Подписчики — это возможность заработать на рекламе. Вот вам и прямая корысть. Можно не воровать, не грабить и не мошенничать — просто придумывать фишки, на которые народ клюнет. А клюнет он — гарантированно! — на грязь и кровь. Недаром гений нашей поэзии мудро заметил: «Все, все, что гибелью грозит, // Для сердца смертного таит // Неизъяснимы наслажденья».
И чего только не делается ради этого проклятого хайпа! Люди под видеозапись бьют посуду, громят квартиры, сжигают машины, мучают детей и животных. Даже убивают (о чем, кстати, наша газета рассказывала 10 октября нынешнего года в статье «Смерть в прямом эфире»). Особенно, что характерно, усердствуют подростки, которые почем зря под камеру молотят ногами своих сверстников. Оно и понятно: денег мамы не дают, а новый смартфон купить хочется…
Когда‑то мы справедливо негодовали над характеристикой «проклятого капиталиста»: «Дайте ему триста процентов прибыли, и нет такого преступления, на которое он бы не пошел». Так вот теперь, говоря о племени блогеров, эту формулу можно осовременить: «Дайте им триста новых подписчиков, и…».
Пора, мне кажется, нашим законодателям хорошо задуматься. Противоправные действия «под камеру» должны образовать новый состав преступлений. И именно корыстного характера, ибо это преступления на продажу. Я бы отнес их к особо тяжким, поскольку они отменяют любую мораль, обесценивают все писаные и неписаные законы. Деньги, только деньги любой ценой! Мы, кажется, слишком заигрались в рынок — он впрямую начинает нас убивать. Может, уже остановимся?
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 214 (7543) от 14.11.2023 под заголовком «Преступление на продажу».
Комментарии